КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА И АСПЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЮРКСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Авторы

  • Г. Н. Омарова Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

Профессиональное песенное искусство, төкпе и шертпе, кюи

Аннотация

Г. Омарованың мақаласы - «Қазақтың дәстүрлі музыкасы және түрк халықтарының музыка мәдениеттерін салыстырма түрінде зерттеу мәселелері». Қазақстанның батыс және шығыс аймақтарында ХХ ғ. басына дейін кәсіби ауызекі әншілік, күйшілік, жыршылық дәстүрлер молынан сақталынған. Автордың зерттеуі бойынша, Шығыс және Батыс Қазақстандағы стильдер екі түрлі музыкалық жүйенің көрсеткіштері: біріншісі (шығыс) тіл жағынан «шығыс түркілерінің» (түркі-моңғол) музыкасына жақынырақ болса, екіншісі (батыс) – «батыс түркілерінің» (түркі-парсы) музыкасына жақынырақ.

Библиографические ссылки

1. Елеманова С.А. Казахское традиционное песенное искусство. –Алматы: Дайк-Пресс, 2000.
2. Амирова Д. Аркинская песенная традиция: жанровостилевая система. - Автореф. дис. ... канд иск. – Л., 1994.
3. Калиев С. Некоторые особенности метроритма в кюях «Косбасар» //Таттимбет и проблемы изучения традиционной казахской музыки: Тезисы Республиканской научно-практической конференции. - Алма-Ата, 1990. - С.21-26.
4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев // Инструментальная музыка казахского народа. – Алма-Ата: Онер, 1985. – С.39-48.
5. Шегебаев П. Домбровые кюи Западного Казахстана: традиционная форма и индивидуальный стиль. Автореф. дис. ... канд.искусствоведения. - Л., 1987.
6. Калиев С. Формы функционирования кюев шертпе в контексте творческого мышления кюйши. - Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Алматы, 1996.
7. Раимбергенова С.Ш. Древняя инструментальная музыка казахов (на материале домбровых кюев): Автореф. дис. … канд. иск. – Ташкент, 1993.
8. Халтаева Л.А. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских анродов: Автореф. дис. … канд. иск. – Ташкент, 1993.
9. Омарова Г. Казахская кобызовая традиция. Авто-реф. дис. … канд. искусст. – Ленинград, 1989.
10. Ихтисамов Х. Заметки о двухголосном гортанном пении тюркских и монгольских народов //Музыка Азии и Африки.- Вып.4.- М.,1984. - С.179-193.
11. Сузукей В. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петер- бург, 1995.
12. Мухамбетова А. Аспекты сравнительного изучения западноказахстанского кюя и среднеазиатского макома //Музыка Востока и Запада. Взаимодействие культур. - Алма-Ата, 1991.- С.53-91.
13. Халтаева Л. Семантика формообразования в кюях токпе // Таттимбет и проблемы изучения казахской традиционной музыки. - Алма-Ата,1990. - С. 39-45.
14. Джани-заде Т. Хал-макам как принцип искусства макамат //Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М, 1989. – С. 319-338; Назаров А. Борбад и древнеарабское музыкально-поэтическое искусство //Борбад и художественные традиции народов Центальной и Передней Азии: история и современность. – Душанбе: «Дониш», 1990. – С.
81-85; Джумаев А. «Туркестанский старец» Ходжа Ахмад Яссави и мусульманские духовные песнопения //Музыкальная академия. – 1996. - №1; 1997. - №1. – С. 133-141; Ибрагимов О.А. Семантика макомов. – Автореф. дисс. … доктора искусств. – Ташкент, 1998; Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. – Душанбе: Ирфон, 2000; Духовные начала ислам-
ского искусства: Сборник статей. – М., 2004.

Загрузки

Опубликован

2015-10-19