Этнолингвистический характер фразеологизмов, связанных с обычаем поклонения святым и святым местам

Авторы

  • G. К. Rysbayeva Қазақ мемлекеттік қыздар педагогикалық университеті

Ключевые слова:

cвятые, священные места, поклонение священным местам, обычай поклонения святым, пророк, ангел, райская дева.

Аннотация

В статье рассматриваются остатки фетиша тюркских народов, относящиеся к обычаю поклонения святым, священным местам, силам природы, идолизирование отдельных вещей, почитание священных деревьев. Рассматривается этнолингвистический характер культовых фразеологизмов пайғамбар, періште, хор қызы (пророк, ангел, райская дева).
Поклонение святым тесно связано с поклонением святым местам и предкам. Существует очень много местностей с названием «Әулие» (святой). В городе Сайрам есть несколько десятков святых мест «әулие». Святое место под названием «Сансыз бап» является захоронением богословов конца ХІ века и начала ХІІ века нашей эры. Такие словосочетания, как әулие болса, әулие тұтты, кімнен әулие еді, әулиеден әулие қоймады, әулиеге сыйну, әулиеге түнеді, әулие-әнбие, әулие ата, әулиесу, әулиеден сұрау, әулие ағашқа шықты, әулие алдында, әулиешілік, әулиелі и т.д., появились в связи с Культом Святых. Вместе с тем, исследуется использование фразеологизмов, возникших со словами «пайғамбар, періште, хор қызы» (пророк, ангел, райская дева).

Библиографические ссылки

1 Атеистің қалта сөздігі / Орысшадан ауд.: Д. Мадеев, Е. Сапуанов, А. Бермаханов. –Алматы: Қазақстан, 1988. –
288 б. – Б. 259.
2 Энциклопедия «Ислам» / Бас ред. Р. Нұрғалиев. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы. Бас редакциясы, 1995. – 287 б. – Б. 186.
3 Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі. – Алматы: Ғылым, 1974-1986. – Том. I-Х. – Б. 651.
4 Дүйсенбин Ж. Ислам дінінде «әулие жерлерге» табыну
салты туралы. – Алматы: Қазмембас, 1958. – Б. 23.
5 Қазақтың би-шешендері. – Алматы: Жалын, 1993. – 400 б. – Б. 62-63.
6 Персидско-руский словарь / Под ред. Ю.А. Рубинчика. – М.: Советская Энциклопедия, 1970. – 784 с.; Том. 1. – 1983. – 579 с. – Б. 367.
7 Рысбаева Г.Қ. Әулие, пайғамбар, періште, хор қызы» сөздерінен туындаған культтік фразеологизмдер // Мышления язык лингводидактика. – Алматы, 2000. – Б. 374.

1 Atei’’stіng qalta so’zdіgі / Ori’sshadan awd.: D. Madeev, E. Sapwanov, A. Bermahanov. –Almati’: Qazaqstan, 1988. –
288 b. – B. 259.
2 E’nci’’klopedi’’ya «I’’slam» / Bas red. R. Nurghali’’ev. – Almati’: Qazaq e’nci’’klopedi’’yasi’. Bas redakci’’yasi’, 1995.
– 287 b. – B. 186.
3 Qazaq tіlіnіng tu’sіndіrme so’zdіgі. – Almati’: Ghi’li’m, 1974-1986. – Tom. I-H. – B. 651.
4 Du’ysenbi’’n J. I’’slam dіnіnde «a’wli’’e jerlerge» tabi’nw salti’ twrali’. – Almati’: Qazmembas, 1958. – B. 23.
5 Qazaqti’ng bi’’-sheshenderі. – Almati’: Jali’n, 1993. – 400 b. – B. 62-63.
6 Persidsko-ruskkiy slovar’ / Pod red. Yu.A. Rubinchika. – M.: Sovetskaya Entsiklopediya, 1970. – 784 s.; Tom. 1. – 1983. –
579 s. – B. 367.
7 Ri’sbaeva G.Q. A’wli’’e, payghambar, perіshte, hor qi’zi’» so’zderіnen twi’ndaghan kwl#ttіk frazeologi’’zmder //
Mi’shleni’’ya yazi’k li’’ngvodi’’dakti’’ka. – Almati’, 2000. – B. 374.

Загрузки