Танец и мышление

Авторы

  • М. Е. Makan Казахский национальный академии искусств имени Т. Жургенова

Ключевые слова:

танец, мышление, хореографическое мышле¬ ние, телесность, пластический диалект, философия танца, познание, балет, модерн.

Аннотация

В данной статье дается обзор эволюции мышления и его отра¬ жение в различных формах и жанрах танца, а также анализирует¬ ся рефлексия данного взаимодействия в философских концепциях зарубежных и отечественных исследователей XX-XXI в.в. Соотноше¬ ние форм познания и его пластического воплощения хронологически изложено начиная с мифологического сознания и до современных форм. В статье рассматриваются понятия «сюжетность» и «бессю¬ жетность», «свободный танец» и их хореографические особенности, систематизированы различные теории танца: когнитивная, биоло¬ гическая, космологическая, социальная, ритмопластическая.Также в исследовании объясняются факторы дифференциации естествен¬ ного универсального движения и движения танцевального, роли му¬ зыки в эстетизации и сюжетологии, раскрывается циклическое раз¬ витие мышления и хореографические формы его репрезентации в соответствии с историческими этапами философского осмысления действительности. Прослеживается поступательное движение эсте¬ тического мышления и частной формы его проявления – художест¬ венного мышления, через систему образов.

Библиографические ссылки

1 1.Ромм В.В. К методике палеохореографического анализа. – Новосибирск, 1994. – 128 с.
2 2.Suzanne Langer, Feelings and Form. A Theory of Art ( New York: Charles Scribner`s Sons, 1953)
3 3.Матушкина М.В.Танец и мышление в немецкой философии искусства конца ХХ – начала ХХI в. Особенности современного
танца // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №2 [Электронный ресурс]. URL:http://web.
snauka.ru/issues/2011/06/918 (дата обращения: 20.10.2015).
4 4.Морин М. Российская массовая культура конца XX века // Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург.
5 5.Морин М. Религия и нравственность в секулярном мире // Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 г.
Санкт-Петербург.
6 6.Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления / Эволюция. Язык. Познание / Ин-т философии
РАН; под общ. ред. И.П.Меркулова. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 84-112.

1 1.Romm V.V. K metodike paleohoreograficheskogo analiza. – Novosibirsk, 1994. – 128 s.
2 2.Suzanne Langer, Feelings and Form. A Theory of Art ( New York: Charles Scribner`s Sons, 1953)
3 3.Matushkina M.V.Tanec i myshlenie v nemeckoj filosofii iskusstva konca HH – nachala HHI v. Osobennosti sovremennogo
tanca // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii. – 2011. – №2 [Jelektronnyj resurs]. URL:http://web.snauka.ru/
issues/2011/06/918 (data obrashhenija: 20.10.2015).
4 4.Morin M. Rossijskaja massovaja kul’tura konca XX veka // Materialy kruglogo stola. 4 dekabrja 2001 g. Sankt-Peterburg.
5 5.Morin M. Religija i nravstvennost’ v sekuljarnom mire // Materialy nauchnoj konferencii. 28-30 nojabrja 2001 g. Sankt-Peterburg.
6 6.Gerasimova I.A. Tanec: jevoljucija kinestezicheskogo myshlenija / Jevoljucija. Jazyk. Poznanie / In-t filosofii RAN; pod
obshh. red. I.P.Merkulova. – M.: Jazyki russkoj kul’tury, 2000. – S. 84-112.

Загрузки