Внедрение методических наследий деятелей Алаша в современную систему обучения

  • R. S. Imahanbet

Аннотация

В статье особое внимание уделяется необходимости взять за ос­ нову творческое наследие деятелей Алаша в процессе уровневого обучения профессиональному казахскому языку и профессиональноориентированному казахскому языку в специализированных и выс­ ших школах. Нет сомнений в том, что именно деятели Алаша в свою очередь давали национальный характер изучению казахского языка и казахской литературы как обязательных предметов в общеобразо­ вательных школах, в том числе анализируется огромное количество трудов Ахмета Байтурсынова, учителя нации. Анализируя наследие А. Байтурсынова по обучению и развитию казахского языка, таких как «Оқу құралы (Учебное пособие)», «Тіл – құрал (Язык – средство обучения)», «Методика мәселелері (Вопросы методики)», «Баяншы (Повествователь)», «Тіл – жұмсар», «Қай әдіс жақсы (Какой метод хо­ рош?)» и т.д., автор дает рекомендации по их внедрению в современ­ ную технологию обучения. В общем, в статье рассматриваются важ­ ность наследий деятелей Алаша в обучении языку и их особое место в современной системе обучения.

Литература

1 1.Қазақ тілі – мемлекеттік тіл. – 22 қыркүйек 1989 жыл.
2 2.Жанпейісов Е. Байтұрсынұлы бастаулары // Тілтаным – 2001. – №2. – Б. 3-13.
3 3.Жұбанов Қ. Қазақ тілінің ғылыми курсы // Политехникалық мектеп 1933. – №7-8. – 35 б.
4 4.Қ.Жұбановтың жеке папкісі. Қазақстан Республикасы Орталық мемлекеттік мұрағаты. 81-қор, 3-тізбе, 68-ісі 103-
105 п/п.
5 5.Алтынсарин Ы. Таңдамалы шығармалары. – Алматы: Ғылым, 1994. – 288 б. – Б. 227-248.
6 6.Байтұрсынұлы А. Оқу құралы. – Орынбор, 1912. – 40 б.; Тіл тағылымы. – Алматы: Ана тілі, 1992. – 448 б. – Б. 160-
166.
7 7.Поливанов Е. Новая казак-киргизская (Байтурсыновская) орфография // Бюллетень Среднеазиатского государственного
университета. – Вып.7. – Ташкент, 1924. С. 35-43; Казакский (Байтурсынов) алфавит // Литературная энциклопедия.
– Москва, 1931. – С. 23.
8 8.Қыдыршаев А. Ахмет Байтұрсынұлының әдістемелік мұрасы. – Орал, 1998. – 132 б.

1 1.Qazaq tіlі – memlekettіk tіl. – 22 qi’rku’yek 1989 ji’l.
2 2.Janpeyіsov E. Baytursi’nuli’ bastawlari’ // Tіltani’m – 2001. – №2. – B. 3-13.
3 3.Jubanov Q. Qazaq tіlіnіng ghi’li’mi’’ kwrsi’ // Poli’’tehni’’kali’q mektep 1933. – №7-8. – 35 b.
4 4.Q.Jubanovti’ng jeke papkіsі. Qazaqstan Respwbli’’kasi’ Ortali’q memlekettіk muraghati’. 81-qor, 3-tіzbe, 68-іsі 103-
105  p/p.
5 5.Alti’nsari’’n I’. Tangdamali’ shi’gharmalari’. – Almati’: Ghi’li’m, 1994. – 288 b. – B. 227-248.
6 6.Baytursi’nuli’ A. Oqw qurali’. – Ori’nbor, 1912. – 40 b.; Tіl taghi’li’mi’. – Almati’: Ana tіlі, 1992. – 448 b. – B. 160-166.
7 7.Polivanov E. Novaya kazak-kirgizskaya (Bajtursynovskaya) orfografiya // Byulleten’ Sredneaziatskogo gosudarstvennogo
universiteta. – Vyp.7. – Tashkent, 1924. S. 35-43; Kazakskij (Bajtursynov) alfavit // Literaturnaya ehnciklopediya. – Moskva, 1931. – S. 23.
8 8.|Qi’di’rshaev A. Ahmet Baytursi’nuli’ni’ng a’dіstemelіk murasi’. – Oral, 1998. – 132 b.
Как цитировать
IMAHANBET, R. S.. Внедрение методических наследий деятелей Алаша в современную систему обучения. Евразийский журнал филологии: Наука и Образование, [S.l.], v. 158, n. 6, may 2016. ISSN 2618-0782. Доступно на: <http://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1661>. Дата доступа: 23 apr. 2019
Раздел
Методика преподавания языка и литературы

Ключевые слова

национальный язык; государственный язык; официальный язык; язык делопроизводства; язык служебных доку¬ ментов; система обучения; основное обучение; комплексное обуче¬ ние; уровневое обучение; наследие Алаша; учитель нации; великий учитель.