Основы религии в поэзии акынов и жырау

  • С. Дарибайулы

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются философские идеи о сотворении мира, бытующие в песнях-толгау акынов и жырау начала ХХ века. Священное учение создателя обращено ко всем потомкам человечества. Поэтому наряду с освоением тем обычной человеческой истории, акы-ны и жырау призывают своих слушателей и приобщению к мудрым законам и загадочным тай-нам сотворения мира. «Зачем сотворен мир? В чем заключена основная цель человека, прихо-дящего сюда?» – ответы на свои духовные поиски мастера ювелирного слова находят в фило-софии ислама. Эти мотивы сотворения мира слышны от Арки до Атырау, и через них представители традиционных школ певческого искусства приобщают своих слушателей к законам ми-роздания, призывая их взять за совершенный образец. Для постижения и раскрытия великой цели творца мира акыны и жырау приобщают общество к глубоким и чистым истокам исламс-кой религии. Эти истоки исходят из Корана, имеют прочные основания в хадисах последнего посланника Аллаха пророка Мухаммеда (ғ.с.) и в трудах исламских ученых и наследников средневековой литературной традиции

Литература

1 1.Ахатұлы Н. Орынбай ақынның әдеби мұрасы. – Алматы: Білім академиясының баспа кабинеті, 2001. – 299 б.
2 2.Көпейұлы М. Шығармалар жинағы. – Т. 1. – Алматы: Алаш, 2003. – 504 б.
3 3.Жеті ғасыр жырлайды. – Т. 1. – Алматы: Жазушы, 2004. – 400 б.
4 4.Нұртуған. Кәнеки, тілім, сөйлеші. – Алматы: Ғылым, 1992. – 223 б.
5 5.Шаһкәрім. Жол табалық ақылмен. – Алматы: Халықаралық «Абай» клубы, 2006. – 704 б.
6 6.Қазақ халқының философиялық мұрасы. – Т. 4. – Аударма, 2005. – 504 б.
7 7.Шораяқов О. Сөйле, тілім, жошылып. – Алматы: Рауан, 1995. – 301 б.
8 8.Қарасақал Е. Ұлағат сөзім ұрпаққа. – Астана: Фолиант, 2009. – 408 б.
9 9.Базар жырау. Шығармалары. – Алматы: Жазушы, 1986. – 200 б.
10 10.Абай. Қалың елім, қазағым... – Алматы: Атамұра, 2002. – 212 б.

1 1.Ahatuli’ N. Ori’nbay aqi’nni’ng a’debi’’ murasi’. – Almati’: Bіlіm akademi’’yasi’ni’ng baspa kabi’’netі, 2001. – 299 b.
2 2.Ko’peyuli’ M. Shi’gharmalar ji’’naghi’. – T. 1. – Almati’: Alash, 2003. – 504 b.
3 3.Jetі ghasi’r ji’rlaydi’. – T. 1. – Almati’: Jazwshi’, 2004. – 400 b.
4 4.Nurtwghan. Ka’neki’’, tіlіm, so’yleshі. – Almati’: Ghi’li’m, 1992. – 223 b.
5 5.Shaxka’rіm. Jol tabali’q aqi’lmen. – Almati’: Hali’qarali’q «Abay» klwbi’, 2006. – 704 b.
6 6.Qazaq halqi’ni’ng fi’’losofi’’yali’q murasi’. – T. 4. – Awdarma, 2005. – 504 b.
7 7.Shorayaqov O. So’yle, tіlіm, joshi’li’p. – Almati’: Rawan, 1995. – 301 b.
8 8.Qarasaqal E. Ulaghat so’zіm urpaqqa. – Astana: Foli’’ant, 2009. – 408 b.
9 9.Bazar ji’raw. Shi’gharmalari’. – Almati’: Jazwshi’, 1986. – 200 b.
10 10.Abay. Qali’ng elіm, qazaghi’m... – Almati’: Atamura, 2002. – 212 b.
Как цитировать
ДАРИБАЙУЛЫ, С.. Основы религии в поэзии акынов и жырау. Евразийский журнал филологии: Наука и Образование, [S.l.], v. 158, n. 6, may 2016. ISSN 2618-0782. Доступно на: <http://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1699>. Дата доступа: 19 mar. 2019

Ключевые слова

гуманность, песнь, природа, духовная ценность, религия, основы ислама, мир.