Философская концепция времени в поэме М.М. Пришвина «Фацелия»

Авторы

  • Zh. B. Dzhalamova Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Ключевые слова:

художественное время, композиционная струк¬ тура времени, хронотоп, своеобразное ощущение времени, пришвинс¬ кая концепция мира, поток времени, лирический герой во времени.

Аннотация

Творческая концепция М.М. Пришвина неразрывно связана с инди­ видуализацией временных форм. Уникальность пришвинского таланта обуславливает также особые связи его творчества с литературной тра­ дицией. В статье рассматриваются основополагающие принципы приш­ винского движения во времени. Поэма «Фацелия» объединяет три этапа в жизни художника и рядом с автобиографическим, глубоко личным временем просматривается целый ряд временных систем. Они расши­ ряют представления человека о его месте в мире, смысле и цели челове­ ческого существования, и в связи с этим в концепции Пришвина можно выделить время природное, историческое, культурное, литературное и философское. В художественном мире время может быть представлено и в таких ипостасях, как время физическое, реальное и время безвозв­ ратное, преходящее. Это создает неповторимый и самобытный образ пришвинского мира, где отношение ко времени как объективной дан­ ности сопрягается с возможностью мировоззренческих и нравственных оценок личного переживания времени.

Библиографические ссылки

1 1.Пришвин М.М. Незабудки. – М.: Художественная литература, 1969.
2 2.Мстиславский С. О поэме Пришвина «Фацелия» // Новый мир. – 1940. – № 11.
3 3.Рудашевская Т.М. Поэма «Фацелия» как выражение нравственно-этической позиции М.М. Пришвина // Анализ отдельного
художественного произведения. – Л., 1976.
4 4.Гачев Г. Два медведя // Вестник высшей школы. – 1991. – № 7.
5 5.Пришвин М.М. Собрание сочинений в восьми томах. – Т. 5. – М.: Художественная литература, 1983.

1 1.Prishvin M.M. Nezabudki. – M.: Hudozhestvennaya literatura, 1969.
2 2.Mstislavskiy S. O poeme Prishvina «Fatseliya» // Novyj mir. – 1940. – № 11.
3 3.Rudashevskaya T.M. Poema «Fatseliya» kak vyrazhenie nravstvenno-eticheskoy pozitsii M.M. Prishvina // Analiz
otdel’nogo hudozhestvennogo proizvedeniya. – L., 1976.
4 4.Gachev G. Dva medvedya // Vestnik vysshey shkoly. – 1991. – № 7.
5 5.Prishvin M.M. Sobranie sochineniy v vos’mi tomah. – T. 5. – M.: Hudozhestvennaya literatura, 1983.

Загрузки