К проблеме формирования языковых знаний вторичной языковой личности на базе концептуального конструирования

Авторы

  • G. Е. Utebalieva Казахский Национальный университет им. аль-Фараби
  • R. М. Yesbulatova Казахский Национальный университет им. аль-Фараби

Ключевые слова:

концепт, концептуальные конструкции, алгоритм речевого поведения, стратегия речевого поведения, носитель языка, вторичная языковая личность

Аннотация

Актуальной проблемой в теории и практике преподавания языка как не родного является вопрос о межкультурной коммуникации носителей разных языков и культур, изучающих не родной язык. Авторы статьи ставят перед собой задачу проанализировать речевое поведение иностранцев, изучающих русский и казахский языки, опираясь на интроспективный анализносителей языков. Анализ речевого поведения проводится на основе алгоритма организации и систематизации определенных концептов в тематические концептуальные конструкции. Создание банка алгоритмов построения речевого поведения, обучение пользоваться алгоритмами является одним из методических приемов формирования вторичной языковой личности.

Библиографические ссылки

1 1. Дурет-Андерсон П.В. Ментальная грамматика и лингвистические супертипы // Вопросы языкознания. – 1995. – №6. – С. 46-51.
2 2. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: МГУ, 1996.
3 3. Ладо Р. Лингвистика по верх культур // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXV. Контрастивная лингвистика. – М.: Прогресс, 1989. – С. 32–62.
4 4. Мурзагалиева М.К. Контрастивно-прагматический анализ речевых актов похвалы в русском и казахском языках: Автореф. дисс…. канд. – Алматы, 1998.
5 5. Утебалиева Г.Е. Стратегическая компетенция (структурная и качественная характеристика, функции, формирование). – Алматы, 2004.
6 6. Хельбиг Г. Языкознание – сопоставление – преподавание иностранных языков // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХV. Контрастивная лингвистика. – М.: Прогресс, 1989. – С. 307–327.

1 1. Duret-Anderson P.V. Mental’naya grammatika i lingvisticheskie supertipy // Voprosy yazykoznaniya. – 1995. – № 6. – S. 46-51.
2 2. Kubryakova E.S., Dem’yankov V.Z., Pankrac YU.G., Luzina L.G. Kratkij slovar’ kognitivnyh terminov. – M.: MGU, 1996.
3 3. Lado R. Lingvistika poverh kul’tur // Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Vyp. XXV. Kontrastivnaya lingvistika. – M.: Progress, 1989. – S. 32–62.
4 4. Murzagalieva M.K. Kontrastivno-pragmaticheskij analiz rechevyh aktov pohvaly v russkom i kazahskom yazykah: Avtoref. diss…. kand. – Almaty, 1998.
5 5. Utebalieva G.E. Strategicheskaya kompetenciya (strukturnaya i kachestvennaya harakteristika, funkcii, formirovanie). – Almaty, 2004.
6 6. Hel’big G. YAzykoznanie – sopostavlenie – prepodavanie inostrannyh yazykov // Novoe v zarubezhnoj lingvistike. Vyp. HKHV. Kontrastivnaya lingvistika. – M.: Progress, 1989. – S. 307–327.

Загрузки

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы