Фразеологическая единица в пространстве культурного кода

Авторы

  • M.M Aimagambetova Казахского национального университета им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Аннотация

Будучи устойчивыми, воспроизводимыми, семантически целостными и раздельно оформленными языковыми единицами с разнообразной структурой (от одного знаменательного
компонента до сложного предложения), фразеологизмы демонстрируют универсальные
свойства асимметричного дуализма (С. Карцевский), которые, как и у любых значимых языковых
единиц, проявляются в способности модифицироваться как по форме, так и по значению.
Cпособность модифицироваться наглядно проявляется в трансформациях фразеологических
единиц в периодической печати, оперативно реагирующей на запросы времени. Ориентация
СМИ на непринужденное общение привела к тому, что строго традиционное воспроизводство
языковых единиц во многих случаях перестает быть обязательным, ослабевает и официальность
формы выражения. Прагматическая направленность трансформаций фразеологических единиц,
привлекая внимание и возбуждая интерес читателей, позволяет осуществляться ей в широких
пределах и заставляет задуматься над вопросами: Каковы реальные границы трансформации
фразеологических единиц? Не ведут ли они к их частичному или полному разрушению?
Можно ли построить типологию трансформаций фразеологических единиц в периодической
печати? В статье сделана попытка ответить на часть сформулированных вопросов. Материалом
для наблюдений послужили около четырехсот трансформированных фразеологизмовзаголовков казахстанских газет. Особенности их трансформаций рассмотрены с точки зрения
коммуникативно-прагматических функций (номинативной, воспитательной, оценочной,
образной, иронической, эмоциональной, функции сближения с адресатом и др.). Выделены и
описаны основные типы трансформированных фразеологических единиц в заголовках статей:
конвертирование (56%), переосмысление значения (27%) и комбинирование (17%).
Статья выполнена в рамках грантового финансирования по гранту AP05133019 «Культурные
коды современного Казахстана (литературный и медийный дискурсы)»

Загрузки

Опубликован

2018-12-02