Постмодернистическая ирония: деконструкция текста, принцип нонселекции

Авторы

  • Saulembek G.R. , Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова, Қазақстан, г. Алматы,

Аннотация

Ирония выступает мировоззренческой основой постмодернистской культуры. История
изучения иронии идет от Платона и Аристотеля, которые стали исследовать, выявлять и
анализировать ее свойства в разнообразных проявлениях. Их традиции были продолжены в
работах Н.Б. Маньковской, В.С. Самохваловой, М. Липовецкого, А.В. Козлова, А.В. Дьякова и
других, выявляющих характер иронии в контексте постмодернистской культуры.
Ирония, имея комическую, сатирическую природу, как один из видов тропа и сатирический
приём играет большую роль в художественном тексте. Благодаря иронии, истинный смысл
произведения, ситуации умело скрыт или противоречит явному смыслу. Ирония как жанр часто
использовалась в идеологической борьбе. Однако феномен иронии, претерпевая серьезные
изменения в своем эволюционном развитии, становится в итоге главной особенностью культуры
постмодерна.
Постмодернизм, считавшийся «временным» явлением во всех сферах искусства, вот уже более
полувека активно представлен в мировом литературном процессе, что обуславливает замену
понятия «постмодернистическая ситуация» термином «постмодернистическое мировоззрение».
Мы и в дальнейшем не сможем ограничить употребление иронии как типологического признака
культуры постмодерна, когда в современное искусство способом ироничного цитирования
включается мировой художественный опыт. Масштабы иронии в постмодернистских текстах
достигли уровня постмодернистского мировоззрения, который сокращает, перестраивает,
видоизменяет различные культурные явления, жанры, стили.
В данной статье предпринята попытка всестороннего анализа иронии как социокультурной
категории, имеющей особое значение для характеристики литературы и культуры постмодерна.

Загрузки

Опубликован

2019-05-24

Выпуск

Раздел

Литературоведение