Чтение научного текста как способ формирования профессиональной компетенции на занятиях по русскому языку. Орыс тілі сабағында ғылыми мәтінді кәсіби құзыреттілікті қалыптастыру тәсілі ретінде оқу

Авторы

  • Г. Р. Кадырова Казахский национальный педагогический университет им. Абая

Ключевые слова:

речевая деятельность, виды чтения, научный текст, интерпретация, профессиональная компетенция, профессионально-ориентированные тексты, продуктивная речь, сөйлеу қызметі, оқудың түрлерi, ғылыми мәтiн, түсiндiру, кәсiби құзыр, кәсiби бағдарлалған мәтiндер, ө

Аннотация

В статье говорится о роли текста при обучении русскому языку как неродному, ценность которого заключается не только как всеобъемлющей коммуникативной единицы обучения неродного языка, но и как основной дидактической единицы, способной обнаруживать и демонстрировать текстообразующие потенции составляющих его формально-языковых единиц. Материал данной статьи отражает профессиональную направленность обучения различным видам чтения при работе с текстом. Развитие речевой деятельности у будущих профессионалов в области языка специальности осуществляется на основе отбора научных текстов и их анализе, включающих различные виды чтения, состоящих из таких этапов работы, как восприятие, анализ, воспроизводство и производство. Также автор статьи предлагает фрагменты учебных занятий по русскому языку, предназначенные для студентов-физиков, нацеленные на усвоение специфических черт научного стиля с выходом в продуктивную речь, основанные на деятельностном подходе. Такие методические приемы помогут будущему специалисту совершенствовать языковую и коммуникативную компетенции на основе научного стиля, языка специальности. Мақалада орыс тiлiн туған емес тіл ретінде оқытудағы мәтiннiң рөлi туралы, оның құндылығы туған емес тiлдi үйретудiң бәрiн қамтитын коммуникатив бiрлiгi ғана емес және де негiзгi дидактикалық бiрлiк сияқты, қабiлеттi кездестiрсiн және оны әлеуеттiң мәтінді құраушы үстiрт көрсетсiн – тiлдiк бiрлiктер де ғана емес қосылатын туыс емес сөйлеу туралы айтылады. Осы мақаланың материалы мәтiн мен жұмыстың жанында оқудың әр түрлi түрлерiне үйретудiң кәсiби бағытталғандығын бейнелеп көрсетедi. Сөйлеу қызметiнiң дамуы мамандығының тiлдiң төңiрегiндегi болашақ мамандарында ғылыми мәтiндерiнді таңдау негiзiнде жүзеге асырылады және мұндай қабылдау, талдау, қайта өндiру жұмыстың кезең тұратын оқуларды әртүрлi түрді қосатын талдау және өндiрiс. Мақаланың авторы студенттер үшiн қолайлы орыс тiлi мен жаттығу сабақтардың бөлiгін ұсынады.

Библиографические ссылки

1 Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Ин.яз. в школе, 1997. – №1. – С. 33-38.
2 Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982.
3 Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1971. – Т. 2. – С. 246.
4 Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе//из кн. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. – М.: Рус.яз., 1991.
5 Чернышев В.И. Сокровища родного языка//Избр. труды: В 2-х т. – М., 1970. – Т. 2. – С. 544.

Загрузки

Опубликован

2015-10-19

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы