Гипертекст Дюсебека Накипова. Дюсебек Накиповтың гипермәтіні.

Авторы

  • A. Zh. Zhaksylykov, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы
  • A. Zh. Zhaparova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы

Ключевые слова:

гипертекст, фрактал, пазл, культурорема, маркер, постмодернизм, авторский дискурс, авторлық дискурс,

Аннотация

В данной статье исследуются эстетические, стилистические, поэтологические особенности стилистики Д. Накипова, известного казахстанского поэта и писателя, основные признаки авторского дискурса. Они вполне вписываются в параметры постмодернистской литературной техники и стилистики, к ним, например,относятся: функциональные коды и маркеры, символичность,изломанность синтаксиса и причудливость фигур,экспрессивность и импрессионистичность. Путем анализа эстетической составляющей произведения, особенностей авторского дискурса, концептуальных характеристик и авторской стратегии аргументируется вывод о том, что роман Д. Накипова представляет собой образец постемодернистского гипертекста в литературе новой волны Казахстана. Бұл мақалада белгілі қазақстандық ақын және жазушы Д. Накипов стилистикасының эстетикалық, поэтологиялық ерекшеліктері, авторлық дискурстың негізгі белгілері зерттеледі. Олар постмодернистік әдеби техниканың жәнестилистиканың параметрлеріне: мысалы, функционалды код және маркер, символдық астар, синтаксистің бұзылуы және фигуралардың оғаштығы, экспрессивтілік және импрессионизмге толық жауап береді. Шығарманы эстетикалық құрамдас бөлшектерін, авторлық дискурс ерекшелігін, концептуалды сипаттамасын және авторлық стратегияны талдау арқылы, Д.Накиповтың романы Қазақстан жаңа толқын әдебиетіндегі постмодернистік гипермәтіннің үлгісі болып табылатындығы туралы тұжырымды айғақтайды.

Библиографические ссылки

1 Бадиков В. Книга про себя и про всех. – Алматы: Идан, 2009. – 288 с.
2 Нуржанов Б. Модернистское искусство, постмодернистская эстетика
// Тамыр. – №1 (25). – 2010. – С. 36.
3 Сафронова Л.В. Постмодернистская литература и современное
литературоведение Казахстана.–Алматы:КазНПУ им. Абая, 2006.– С. 96.
4 Ишанова А.К. Поэтика литературной игры. – Астана: Култегин, ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2008. – С. 400.
5 Мучник Г.М. Проблемы коммуникативной поэтики. – Алматы:КазНУ
им. аль-Фараби, 1995. – С. 181.
6 Нуржанов Б. Постмодернизм и новые медиа (компьютер и интернет)
// Тамыр. – №2 (21). – 2012. – C. 3-10.
7 Алтыбаева С.М. Казахская проза периода независимости:традиция,
новаторство, перспективы.– Алматы:КазНПУ им. Абая, 2009. – С. 352.
8 Темирболат А.Б. Поэтика литературы. – Алматы:Қазақ университеті,
2011. – С. 168.
9 Баймухамедов Ж. Истина и творение: хайдеггеровская топология
изначального // Тамыр. – №4 (14). – 2004. – С. 76-83.
10 Ананьева С. Русская проза Казахстана. – Алматы:Жибек жолы,
2010. – С. 356.
11 Исмаилович Е. Арабеск- излом- точка-начало // Литературная
газета Казахстана. – №35 (47). – 28.08.2009. – С. 5.
12 Колумбаев Б.Е. Авторство как метафизическая проблема
// Художественная литература и проблемы антропологии.
–Караганда: КарГУ им. Е.А. Букетова, 2002. – С. 8-9.
13 Ахмедьяров К.К. Лингвистическая поэтика: традиции и новации.
– Алматы: Қазақ университеті, 2002. – С. 234.
14 Накипов Д. Круг пепла (роман- дилогия).– Алматы:Сага,2010. – С.132.
15 Савельева В.В. Художественная антропология.–

Загрузки

Опубликован

2015-10-19