Речевые стратегии и тактики в политических дебатах Казахстана. Қазақстан саяси дебаттарындағы стратегиялар мен тактикалар.

Авторы

  • Zh. B. Ahmetova Казахский государственный женский педагогический университет, г. Алматы

Ключевые слова:

политический дискурс, агональные жанры, парламентские предвыборные теледебаты, cтратегия самопрезентации, коммуникативные тактики, стратегия дискредитации, стратегия рационального убеждения избирателей, стратегия эмоционального убеждения избирателей, стр

Аннотация

Статья посвящена исследованию агонального жанра политического дискурса — предвыборных теледебатов. Выявлены основные стратегии в дискурсе казахстанских предвыборных теледебатов: стратегия самопрезентации, стратегия дискредитации, стратегия рационального убеждения избирателей, стратегия эмоционального убеждения избирателей, стратегия самозащиты, стратегия уклонения от ответа. Особое внимание уделяется стратегии самопрезентации и ее тактикам – самовосхваления, обещания, демонстрации профессио нального успеха. Названные тактики вербализуются через определенные лексические репрезентанты и характеризуются своеобразными лингвостилистическими приемами. Мақала қазақстандық саяси дискурстың агоналды жанры - сайлауалды теледебаттарды зерттеуге арналады. Қазақстандық сайлауалды теледебаттар дискурсының негізгі стратегиялары (өзін-өзі мадақтау стратегиясы, қарсыласты жою стратегиясы, сайлаушыны рационалды үгіттеу стратегиясы, сайлаушыны эмоцио- налды үгіттеу стратегиясы, өзін-өзі қорғау стратегиясы, жауаптан тайқу стратегиясы) айқындалады. Айрықша көңіл өзін-өзі мадақтау стратегиясы және оның тактикалары – өзі-өзі мақтау, уәде беру, кәсіби табысын демонстрациялау стратегияларына бөлінеді. Аталған тактикалар лексикалық репрезентанттар арқылы жүзеге асады және әртүрлі лингвостилистикалық әдіс-айлалармен сипатталады.

Библиографические ссылки

1 Иванова Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов: дис. ... канд. филол. наук. –
Волгоград, 2003.
2 Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса: моногр. – Волгоград: Перемена, 2000.
3 Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России. – Астрахань: Изд-
во АГТУ, 2004. – 196.
4 Янко Т. Е. Коммуникативные стратегии и коммуникативные структуры: Дис…д-ра филол. наук: 10.02.19 – М., 1999.
5 Иссерс О.С. Коммуникативный успех как прогнозируемая категория //Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург, 2000. – С. 287-298.
6 Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: дис. ... канд. филол. наук. – Волгоград,2003.
7 Халатян А. Б. Коммуникативные стратегии и тактики современного предвыборного дискурса в России и США //Вестник ПГЛУ. – 2010. – № 1. – С. 159 – 164.
8 Даньшина Е. В. Стратегии и тактики американского предвыборного дискурса // Вестник СДУ. Сер. Филология.–Сумы, 2007. – № 1. – Т. 2. – С. 24 – 28.
9 Теледебаты кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК от 10.01. 2012 г. на канале «Хабар».

Загрузки

Опубликован

2015-10-19