Циклизация эпосов (по эпосу «Эдигу»)

Авторы

  • Shehriyar (Guliyeva) G.F. . Азербайджанская Национальная Академия наук, Институт фольклора, Азербайджан, Г. Баку http://orcid.org/0000-0001-6130-7063

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2020.v177.i1.ph7

Аннотация

То, что русские называют «циклизация эпосов», тюрки называют «оборот дастанов».
Эпический цикл дастанов «Сорок батыров» широко распространён среди тюркских народов,
проживающих в Поволжье, Сибири, Казахстане, Узбекистане, на Северном Кавказе, и известен
как «Сорок батыров Ногая», «Сорок батыров Крыма» или как «Джиры Ногая».
Циклизация дастанов «Сорок батыров Ногая» подразделен на три названия: «Батыр Аншыбай
и его род», «Батыр Карадон и его род» и «Независимые джиры, связанные с различными
батырами». В данной статье повествуется о дастанах, входящих в этот цикл.
Циклизация эпосов была структурирована на основе казахского варианта. Первая фаза
циклизации на основе эпоса «Аншыбай батыр», вторая – «Парпария», а третья – «Куттикия»,
четвертая фаза циклизации – эпоса «Эдигей», пятая – эпоса «Нурадин», шестая – «Мусахан»,
седьмая – «Орак и Мамай». Восьмой этап циклизации принимает эпос «Исмаил». Это единственный
эпос в циклизации, где сын относится к своему поколению с безжалостностью и жестокостью.
Девятую фазу занимает эпопея «Карасай и Кази», а десятую – эпос «Тель-Агис».
Хотя источники и варианты, к которым мы обращаемся, различны, мы рассматриваем вариант
Мурина Сенгирбекули в качестве главной цепи циклизации. Все упомянутые нами варианты
циклизации эпопеи не так цикличны, как в Мурине Сенгирбекули.

Загрузки

Опубликован

2020-04-08

Выпуск

Раздел

Литературоведение