Роман А. Белого «Петербург» в контексте зарубежного модернизма

Авторы

  • Muminov S.O ., Казахского национального университета имени аль-­Фараби, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2019.v174.i2.ph9

Аннотация

Роман Андрея Белого «Петербург» находится в контексте развития западной литературы.
Поэтика романов Андрея Белого и Джойса основана на сокращении антропологических
характеристик литературных персонажей.
Оба писателя активно используют гротеск, иронию и пародию. Эти источники комического
эффекта способствуют сокращению антропологической поэтики, характерной для реалистической литературы. Художественные сатирические приемы основаны на концентрации и
обобщении человеческих характеристик (гротеск), на игре смыслов (ирония и пародия). Кроме
того, значительная часть сатирических приемов искажает, даже схематизирует облик человека.
В романе «Улисс» Джойс рисует распавшиеся образы персонажей, расширяет художественный
мир, включая пространственные образы и культурный контекст. Это сближает творческий метод
Джойса с поэтикой Андрея Белого, в романе которого «Петербург» представлены лаконичные
портреты персонажей, превратившихся в тени, глобальные образы России, Петербурга, Востока
и Запада, играющие заметную роль в произведении.
Очевидно также, что Пруст и Андрей Белый на сходных принципах обновили жанр романа.
Последовательный интерес писателей к прошлому, высокий статус онтологических образов в
их романах, единый поток прошлого и настоящего, сокращенные антропологические свойства
персонажей – вот что сближает романы Пруста и Андрея Белого.

Загрузки

Опубликован

2019-06-30

Выпуск

Раздел

Литературоведение