Когнитивный аспект полифункциональных грамматических категорий глагола в казахском языке

Авторы

  • Z.Sh. Yernazarova .

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-4-ph22

Аннотация

В статье рассматривается когнитивный аспект полифункциональных грамма-
тических категорий глагола, так как до сих пор отсутствует достаточно обоснованное
теоретическое обобщение их места в грамматической системе казахского языка. Как следствие
продолжает сохраняться концептуальный разнобой в определении полифункционального
значения этих форм глагола. Данная проблема стала создавать определенные трудности в
преподавании казахского языка как второго.
Каждая языковая форма отображает определенную когнитивную обработку поступающей
информации и служит для решения прагматических задач. Для человека важно сообщить, что он
знает какие-то факты, события, был их свидетелем, ему важно передать, что он видел, чувствовал,
каким образом он это видел, находить взаимосвязь между процессами, абстрагироваться от
действительности, давать оценку действиям.
В статье полифункциональные категории глагола рассматриваются в рамках когнитивного
подхода к языку как когнитивной деятельности. Когнитивные процессы анализируют,
определяют и структурируют знания иерархическим образом. Толкование значения инфинитива
и причастия как результат познавательной деятельности человека позволяет анализировать
семантико-прагматические условия и классифицировать когнитивные модели, лежащие в
основе функционирования данных грамматических форм. Мы считаем, что данный подход в
исследовании языка способен приблизить разрешение давней проблемы значения данных
категорий, так как значение языковых единиц тесно связано с когнитивными процессами.

Загрузки

Опубликован

2020-02-26

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы