Анализ художественной антропологии повести А.П. Платонова «Котлован» на уроках литературы

Авторы

  • S.O. Muminov A.K. Esimkhanova .

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-4-ph26
        81 81

Аннотация

А.П. Платонов – великий реформатор русской художественной прозы. В
процессе развития русского романа выделены две его основные жанровые разновидности:
антропологический и онтологический роман. Антропологический роман сложился и развивался
в русской реалистической литературе XIX века. Онтологический роман – это обновленный жанр,
который сформировался в творчестве А.Платонова и А.Белого. Писатель в своих произведениях
с иных позиций, чем его великие предшественники, изображал литературных героев. А.П.
Платонов придерживается в своем творчестве принципа минимализма. Минимализм творческого
метода А.П. Платонова выражается в том, что его литературные персонажи (в отличие от героев
классической реалистической литературы) наделены сокращенными внешними, психологическими
характеристиками и свойствами. Повесть А.П. Платонова «Котлован» отличается от произведений
русской литературной классики, рисовавшей полнокровных героев, наделенных разнообразными
качествами и свойствами. В повести «Котлован» система онтологических образов имеет высокий
смысловой статус. Это также отличает поэтику данной повести от классической реалистической
литературы. Для А.П. Платонова главное заключается в том, чтобы показать не целостный образ
человека, а его пребывание в бытии. Поэтому писатель лаконично рисовал своих персонажей
и наделил образы пространства и времени высоким художественным статусом. В данной
статье представлено последовательное описание методических приемов и способов анализа
художественной антропологии и проблематики повести «Котлован» в школе. Эвристический
подход обеспечит благоприятные условия для глубокого и прочного усвоения учащимися
поэтики, стиля и проблематики этого произведения А.П. Платонова.

Загрузки

Как цитировать

., S. M. A. E. (2020). Анализ художественной антропологии повести А.П. Платонова «Котлован» на уроках литературы. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 176(4), 191–196. https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-4-ph26

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы