Познание мира начинается с познания самого себя
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2020.v177.i1.ph15Аннотация
Статья посвящена рассмотрению факторов, способствовавших формированию языка того
или иного этноса и национального характера. Автор отмечает, что язык изначально задает
своим носителям определенную картину мира, причем каждый данный язык – свою. Опираясь
на этнолингвистические, лингводидактические, психолингвистические и лингвистические
изыскания последних десятилетий, автор пытается показать, как сама оязыковленная и всегда
культурно окрашенная картина мира воздействует на человека, формируя его языковое сознание,
а вместе с ним и культурно-национальное самосознание.
В статье подчеркивается значимость языка и культуры как важных компонентов не только
отдельной языковой личности, но и этноса в целом, где личность и этнос не противопоставляются,
а коррелируют, взаимодополняя друг друга. При этом, по мнению автора, знания, которыми
владеет общность людей, определяет содержание ее менталитета. Отмечается, что в процессе
изучения языков формируется представление об инофонной картине мира, приобретается
способность гармонично общаться как в собственном обществе, так и в других социумах,
предупреждать и преодолевать конфликты, обусловленные историческими, политическими и
религиозными различиями культур, то есть создается эффективная основа для установления
толерантного мира. В работе приводятся аналогии и сравнения языковых картин мира различных
народов. Указывается, что взаимное узнавание их приводит к более глубокому узнаванию себя.