Концептуальные особенности художественного метода И. Тургенева в аспекте англо-американской критики XX века

Авторы

  • E.A. Lomova . Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-4890-7715
  • Zh.A. Bayanbaeva . Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-1710-0791

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v181.i1.ph5

Аннотация

Темой предлагаемой статьи является рассмотрение стратегии англо-американского литературоведения, позволяющего с новых позиций осознать значение личности И. Тургенева в мировом литературном и культурном процессе. Использование историко-функционального и сравнительно-типологического методов позволило определить оригинальные подходы к рецепции И. Тургенева через выделение пространственных и межлингвистических оппозиций в структуре художественного хронотопа. Англо-американские критики полагали, что границы романного пространства тургеневского нарратива расширяются благодаря возможностям, заложенным в их речевых характеристиках. Обращаясь к личности И. Тургенева, последователи психоанализа обнаруживали внутреннее противоречие между концепцией писателя о назначении литературы и культуры в целом, которая виделась ему за гранью отдельных конъюнктурных политических соображений, и его реальным творчеством, связанным с созданием романов, отвечающим глобальным социальнополитическим проблемам его эпохи. Представители структурализма прилагали усилия в том, чтобы вывести некий код литературы, который заключал бы в себя все общие закономерности и структурные особенности художественного контекста. Следуя эстетике структурализма, англо-американские исследователи пытались создать некую матрицу тургеневского текста и проанализировать сложное взаимодействие ее составляющих. В концепцию «новой критики» входило изучение автономного художественного текста, который тщательно анализировался с точки зрения своей пространственной формы, авторской концептуальной идеи и композиционной организации литературного материала. Они уделяли пристальное внимание концептуальным особенностям художественного метода русского писателя и пришли к выводу, что литературное наследие И. Тургенева не может интерпретироваться в рамках одного реализма, так как это нивелирует богатейшую картину его художественного мира. Англо-американская славистика отличалась своими приоритетными подходами при изучении тургеневского литературного наследия и постигала новые смысловые нюансы его прозы при помощи самых различных стратегий. Исследование творчества И. Тургенева позволяет проследить все этапы развития англоамериканской литературоведческой науки и проанализировать достоинства и недостатки определенных методологических концепций и направлений.

Дополнительные файлы

Опубликован

2021-04-15

Выпуск

Раздел

Литературоведение