Миф в повествовательном тексте (на примере современной казахстанской прозы)

Авторы

  • E.T . Zhanysbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, http://orcid.org/0000-0001-9139-7696
  • G.P . Michailova Вильнюсский университет, Литва, Вильнюс http://orcid.org/0000-0002-4236-1889
  • R . Uskenbaeva Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева http://orcid.org/0000-0002-0401-611X

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v183.i3.ph11

Аннотация

Статья посвящена исследованию классического/античного мифа, который функционирует в современных литературных произведениях в виде «осколков» (образов и мотивов), эти образы и мотивы вкраплены в повествовательный текст и именно эти элементы поэтики продуктивнее всего проанализировать, чтобы проследить формы существования, эволюцию и трансформацию мифа в литературе современного периода. Классический миф как проспективно направленный источник интертекстуальности вкрапляется в современное произведение, как способ художественной организации материала, и придают особое мировосприятие.

Изучение отражения мифа  востребовано и во внутренней культурной политике Республики Казахстан в связи с актуализировавшимися процессами национальной самоидентификации, культурной и ментальной специфики казахского этноса и других народов нашей многонациональной страны. Современный человек имеет дело не с архаическими мифами как созданиями коллективной общенародной фантазии, а с их литературными обработками, помещенными в иной пространственно-временной континуум. При актуализации в общем пространстве художественного текста миф как прецедентный текст теряет свою независимость, обрастая новым контекстуальным смыслом. Одной из главных особенностей новомифологической прозы является введение в сюжет своеобразных пластов национального самосознания. Благодаря наиболее значимым константам бытия мифологические элементы выплескиваются в индивидуальное авторское видение. Современный человек имеет дело не с архаическими мифами как творениями коллективной национальной фантазии, а с их литературными адаптациями, помещенными в иной пространственно-временной континуум.

Современный мировой литературный процесс, в котором феномен новой мифологии представлен особенно ярко, характеризует многообразие форм и методов взаимодействия мифа и литературы. Миф как способ организации текста, одновременно феномен семантики, подтверждающий оригинальный стиль автора, в литературе понимается как формально-содержательная категория. Мифы превращаются в сюжеты литературных произведений.

Ключевые слова: миф, неомиф, проза, мифологические сознание, классический миф.

Загрузки

Опубликован

2021-09-28

Выпуск

Раздел

Литературоведение