Исмаил Гаспринский и идея Алаша

Авторы

  • A.M. Osken Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Нур-Султан http://orcid.org/0000-0001-7291-9858

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v186.i2.018

Аннотация

В середине XIX века мусульманские страны, находившиеся в колониализме Русского царства, стояли на грани вымирания как нации. В этот исторический момент представители интеллигенции из числа крымских и казанских татар приложили усилия к развитию национальной духовности, в результате чего началась «эпоха национального пробуждения». У его истоков стоял просветитель, политик, журналист, реформатор, педагог и самое главное, основатель «джадидизма» Исмаил Гаспринский. Крымскотатарский ученый Исмаил Гаспринский внес большой вклад в просвещение татарского народа. Помимо публикации на татарском языке на газетах и журналов по национальным и религиозным вопросам, он изобрел метод массовой грамотности «усул-и джадид». Он также написал и изобрел татарским школьникам учебники и пособия. При этом, обучал людей чтению и письму по-новому, которые раньше считали знаниями только заучивание слов Корана. Ликвидация неграмотности народа – была общей проблемой не только татарского народа, но и всех российских мусульман того времени. В конце ХІХ и начале ХХ веков пришло движение «джадидизм» (новый метод обучения) и в Казахстан. Интеллигенции Алаша по методу «джадид» писали учебники в различных областях науки. В прессе были затронуты различные вопросы науки-образования, культуры, литературы народа того времени, что привело к большому движению в казахское общество.

Загрузки

Опубликован

2022-07-09

Выпуск

Раздел

Литературоведение