Образование А.Байтурсынова в Оренбургской школе
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v188.i4.06Аннотация
В статье рассматриваются неизвестные широкой аудитории сведения об обучении Ахмета Байтурсынова в Оренбургской русско-казахской учительской школе, его педагогах и предметах, изучаемых им, также их роль в формировании личности великого реформатора казахского языка, деятеля великой нации, литературоведа, ученого-лингвиста. Целью исследования было определить влияние преподавателей, дисциплин и людей, причастных к разработке и реализации сакрального принципа великого деятеля «Народ живет сегодняшним днем, а я для будущего поколения». Приводя анализы и выводы зарубежных и отечественных исследователей, автор работы на конкретных примерах доказывает получение образовании А. Байтурсынова в оренбургской школе. Обсуждается история Оренбургской русско-казахской учительской школы, директора, руководившие школой, учителя-предметники. Также анализируются труды таких миссионеров, как А. В. Васильев, А. И. Тарнавский, Н. И. Ильинский, служивших в политике русификации языка и культуры народов, которые вошли в состав России. Исследуются новые факты об их работе и карьере в Оренбургской русско-казахской учительской школе. Также все анализируемые в статье исторические и лингвистические данные сопоставляются с последующими научными работами А. Байтурсынова и подтверждаются конкретными выводами. Научная и практическая значимость статьи представляет ценность для исследователей жизни и творчества А. Байтурсынова.
Ключевые слова: А.Байтурсынов, Оренбургская русско-казахская учительская школа, письменность, литературоведение, языкознание, латиница.