Анализ интермедиальной поэтики прозы как средство совершенствования литературоведческих компетенций студентов
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v194.i2.ph017Аннотация
В настоящей статье обстоятельно охарактеризованы методы, приемы и средства формирования понятия об интермедиальности на практических занятиях в вузовской аудитории. Раскрыта продуктивность междисциплинарного характера исследования, в ходе проведения которого были использованы передовые положения и выводы педагогики, дидактики, методики преподавания русской литературы, теории литературы, литературоведения.
Доказывается, что в ходе формирующего обучения целесообразно применение методов творческого чтения, эвристического, репродуктивного. Применение метода проектов, исследовательского метода, проведение эвристической беседы, организация учебного диалога, работа в группах обеспечили необходимые условия для развития субъектности студентов в течение познавательного процесса. Представлена эффективная технология анализа художественного текста в неразрывном и органичном единстве формы и содержания, обеспечивающая глубокое понимание своеобразия поэтики, стиля и проблематики киноповести Е. Турсунова «Келин». Определены и охарактеризованы способы развития у студентов умений выявлять в произведении различные формы проявления интермедиальных связей, определять их роль в художественном мире. Установлено также, что сочетание в ходе изучения художественного творчества Е. Турсунова различных элементов метода проблемного изложения и творческого чтения обеспечило эффективность анализа воссоздания интермедиальных связей в различных видах искусства.
Предлагаются фрагменты учебного анализа форм выражения интермедиальности в творчестве Ермека Турсунова с применением активных и эвристических методических приемов, способствующих активизации мышления студентов и развитию их литературоведческих компетенций. Обосновывается последовательная работа преподавателя в эвристическом и интерактивном формате, способствующая вовлечению студентов в процесс активного обсуждения проблемных ситуаций.
Ключевые слова: анализ эпических произведений, методы обучения, приемы анализа произведения, эвристический метод, интермедиальность.