Художественно-просветительские особенности текстов в учебных пособиях Бейимбетом Майлиным

Авторы

  • Yerkinbek Turgunov Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахстан, г. Алматы
  • K. Koch Университет Mугла Сыткы Кочман, Турция, г. Mугла
  • Zh. Abitova Кызылординский университет имени Коркыт ата, Казахстан, г. Кызылорда

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2023.v192.i4.ph4

Аннотация

Одной из сторон деятельности Бейимбета Жармухамбетовича Майлина, опубликовавшего за свою жизнь около 60 книг, является его методическая и педагогическая сторона, которая не исследуется должным образом. Имя Б. Майлина, публиковавшего статьи в изданиях, как «Казах», «Айкап» и «Енбекши казах», было известно как писатель и публицист. С 1929 года он активно участвовал в кампании по искоренению неграмотности и в этом направлении он приложил немало усилий. Тексты и задания, вопросы в учебных пособиях отражают стиль пера Майлина. Внутреннее содержание учебных пособий, созданных пером Майлина, можно разделить на три части. Это: Обучение алфавиту; Художественные тексты и Арифметика. Среди них даже некоторые учебники построены на целых художественных текстах. То есть Майлин использовал художественные тексты в просветительских целях. Как стиль письма, так и витки мысли, а также внутренняя цель его произведений способствуют желанию учиться, познавать и вводить новшества. Для понимания композиционной целостности художественного текста, единства содержания и формы, тонкостей, порождающих это целое, необходимо будет изучить целый живой организм и провести индивидуальный анализ, чтобы прийти к нужному заключительному мнению. Необходимо определить его место и роль в структуре, создающую «целостность» художественного произведения. Для того чтобы понять смысл целого, необходимо уточнить составляющие его части. Фактически, анализ означает научиться мысленно разбивать целое на части, чтобы понять его. Потому что без анализа и уточнения невозможно полностью понять и оценить синтез. В художественных текстах в учебных пособиях Б. Майлина каждая деталь, изобразительное средство, порядок слов, логический акцент, вес в поэтических произведениях, рифма имеют свое место и роль. Иногда дается больше места для объяснения второстепенных проблем, чем основной, и можно увидеть детали, которые автор использовал, чтобы лучше понять целое. Иногда, не обращая внимания на жемчужину, лежащую в глубинах нашей истории, мы продолжаем стремиться к другим вещам как к «современным». Мы считаем, что необходимо еще раз пересмотреть драгоценности, оставленные нашими выдающимися личностями, отдавшими свои жизни за казахский народ.

Загрузки

Опубликован

2023-12-29