Идейно-художественные особенности драматургии Калихана Ыскака
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph12Аннотация
В статье рассматривается идейно-художественное своеобразие пьес казахского писателя Калихана Искака, в разные годы опубликованных в сборниках «Жарық дүние», «Жан Кимак». В работе анализируются такие стилистические аспекты произведений писателя, как создание образа, природа художественного конфликта (социологический конфликт, нравственно-философский и др.), идейно-тематическое содержание произведений и языковые средства драматурга. В статье уделено внимание междисциплинарным исследованиям. Они направлены на постижение природы конфликта не только с литературной точки зрения, но дифференцируются его социологические, философские, психологические грани. В пьесе «Когда возвращаются гуси», исходя из концепции отечественного литературоведа Т. Есембекова, исследуется литературно-эстетическая сущность драматизма как явления; раскрываются взаимоотношения между родными людьми через психоанализ З. Фрейда; утверждается, что природа художественного конфликта может быть постигнута посредством социологических методов известного исследователя теории социального конфликта Л. Козера, а литературно-теоретические аспекты этого конфликта – из идейных установок Т. Иглтона. Установлено, что конфликты в пьесе К. Искака глубоко обоснованы с философской точки зрения и мастерски смоделированы с литературно-теоретических и социальных установок.
Также установлено, что проблематика пьес Калихана Исхака, написанных в жанре исторической, социальной драмы и политической сатиры, всегда выходят за рамки социального дискурса своего времени, перекликаясь с проблемами сегодняшнего дня.
Ключевые слова: пьеса, драматургия, конфликт, историческая драма, идея, проблематика