Культурологический подход к преподаванию русскоязычной литературы в высших учебных заведениях Казахстана: взаимосвязь текста и контекста

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025198223
        31 0

Аннотация

В условиях мультикультурализма и глобализации преподавание литературы в высших учебных заведениях сталкивается с необходимостью интеграции культурологического подхода. В данной статье исследуется эффективность культурологического подхода к преподаванию русскоязычной литературы в вузах Казахстана, уделяя особое внимание взаимосвязи текста и его культурного контекста. Целью исследования является экспериментальная проверка эффективности культурологического подхода к преподаванию литературы с учетом культурного контекста. В рамках исследования анализируется влияние предложенной методики на уровень культурной грамотности студентов, развитие их аналитических способностей и умения интерпретировать литературные тексты в их историко-культурной перспективе. Научная значимость работы заключается в разработке новой методики преподавания литературы, основанной на культурологическом подходе, а практическая значимость заключается в разработке рекомендаций для преподавателей, внедряющих культурологический подход в учебный процесс. Методология исследования включала сравнительный анализ, текстологическое изучение произведений, анкетирование и тестирование студентов. Результаты исследования показали, что использование культурологического подхода повысило уровень вовлеченности студентов, улучшило их понимание текста и способствовало развитию навыков межкультурной коммуникации. Основное внимание уделяется анализу взаимосвязи литературного текста и его культурного контекста. В исследовании используются произведения таких авторов, как А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, В.В. Набоков, Л.Е. Улицкая, которые служат основой для изучения культурных кодов и исторических реалий, отражённых в их произведениях. Экспериментальная группа продемонстрировала улучшение результатов тестирования на 20,6% по сравнению с контрольной. Проведенное исследование подтверждает важность интеграции культурологического подхода для модернизации образовательных программ в многонациональных странах.

Ключевые слова: культурологический подход, текст и контекст, преподавание в вузе, цифровые технологии, интерактивные методы обучения.

Биографии авторов

A. Оспан, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Оспан Айзада Бейсенқызы – PhD докторант, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, эл.почта: Aizada_173@mail.ru);

К. Таттимбетова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Таттимбетова Куралай Омирлановна (корреспондентный автор) – PhD, старший преподаватель, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, *e-mail: tattimbetovak@gmail.com);

Ж. Әден, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Әден Жансая Шүкірқызы – магистр, преподаватель, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: iserv.iserv@mail.ru).  

Загрузки

Как цитировать

Оспан A., Таттимбетова, К., & Әден, Ж. (2025). Культурологический подход к преподаванию русскоязычной литературы в высших учебных заведениях Казахстана: взаимосвязь текста и контекста. Eurasian Journal of Philology Science and Education, 198(2), 248–260. https://doi.org/10.26577/EJPh2025198223

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы