Теоретические основы и коммуникативная структура медиатекста

Авторы

  • П. Елубаева Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-5534-0841
  • Ш. Кудьярова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0009-0003-6304-5433
  • А. Хамидова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана https://orcid.org/0000-0001-7705-5622

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh202519935
        150 32

Аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические основы и коммуникативная структура медиатекста в контексте языкового образования. Цель исследования – систематизировать понятие медиатекста на основе современных научных подходов и выявить методологические возможности его использования в языковом образовании. Медиатекст представлен как междисциплинарный объект исследования, сформировавшийся в рамках современной медиакультуры; проанализированы его концептуальные аспекты и теоретические основы, определены ключевые характеристики.  В качестве методов исследования применялись теоретический анализ, сравнительный анализ, описательный метод и методологическое моделирование. На этой основе были выявлены социально-культурные особенности восприятия и понимания медиатекста, а также условия его применения в языковом образовании. Медиатекст трактуется не только как средство передачи информации, но и как сложный социально-коммуникативный феномен.

В результате проведённого анализа систематизированы пять основных подходов к исследованию медиатекста: критический, когнитивный, культурный, партисипаторный и педагогический. Показано, что данные подходы соотносятся с использованием лингвистического, стилистического, нарративного, семиотического, контекстуального и дискурсивного методов анализа. Кроме того, в исследовании учитывается концепция динамики медиатекста Сологаника, включающая три уровня: внутритекстовый, подтекстовый и гипертекстовый.

Для охвата указанной многомерности предложена комплексная модель анализа медиатекста, объединяющая три измерения: структурное (жанровая и языковая организация), прагматическое (ориентация на аудиторию и социально-регулятивные функции) и культурное (репрезентация ценностей и культурных кодов). Данная модель может служить методологической основой для будущих эмпирических исследований и развития медиаграмотности в образовательной практике.

Ключевые слова: медиатекст, прагматическая характеристика, структурное качество, культурная ценность, подходы и методы анализа, интерпретация текста.

Биографии авторов

П. Елубаева, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Елубаева Перизат Келдибаевна – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры тюркологии и теории языка, КазНУ им. аль-Фараби  (Алматы, Казахстан, e-mail: perizat_fmo@mail.ru )

Ш. Кудьярова , Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Кудьярова Шолпан Таубаевна – PhD, доцент, ассоциированный профессор, КазНУ им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан, e-mail: kudyarova.72@mail.ru)  

А. Хамидова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

Хамидова Азима Хусниддиновна – кандидат филологических наук, и.о. доцента кафедры русской филологии, ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва (Астана, Казахстан, e-mail: azima691@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Елубаева, П., Кудьярова , Ш., & Хамидова, А. (2025). Теоретические основы и коммуникативная структура медиатекста. Eurasian Journal of Philology. Science and Education, 199(3), 55–65. https://doi.org/10.26577/EJPh202519935

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)