Методы повышения цифровой компетентности студентов казахской филологии

Авторы

  • М. Иманкулова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-0836-096X

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025199321
        53 21

Аннотация

В современной глобальной системе образования возрастает значимость развития цифровой грамотности и компетентности обучающихся в вузах. В статье рассматриваются современные подходы и методы повышения цифровой компетентности студентов специальности «Казахский язык и литература».

Цель исследования – систематизация и анализ современных способов и методов, направленных на развитие цифровой компетентности студентов данной специальности, а также оценка реального состояния их цифровых навыков на основе проведенного анкетирования. В условиях стремительно развивающегося цифрового общества умение эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становится ключевым фактором, определяющим уровень цифровой компетентности будущих гуманитарных специалистов. Выявление эффективных педагогических практик и технологий, способствующих развитию цифровых навыков студентов вуза, оказывает непосредственное влияние на формирование обучающихся как современных профессионалов.

В рамках эмпирического этапа исследования для студентов специальности «Казахский язык и литература» была разработана анкета. Респонденты оценили свои навыки в сфере цифровых технологий, частоту использования ИКТ в учебном процессе и их роль в образовательных методах. Полученные данные показали значительные различия в уровне освоения студентами базовых и продвинутых цифровых инструментов. Вместе с тем выявлен высокий интерес студентов к проектному обучению и интерактивным форматам обучения.

В обзоре литературы раскрываются понятия цифровой компетентности и цифровой грамотности, анализируются современные образовательные технологии (EdTech), а также концепция «edutainment» (сочетание обучения и игры) как методы повышения мотивации и эффективности образовательного процесса. Показано, что использование интерактивных образовательных платформ, дистанционного обучения и игровых форматов способствует формированию цифровых навыков студентов и развитию их творческого потенциала.

В разделе обсуждения результатов подчеркивается необходимость системного внедрения современных цифровых методов в учебный процесс, подготовки преподавателей и развития технической базы вузов. Это позволит обеспечить успешную адаптацию студентов к требованиям современного цифрового пространства.

Ключевые слова: цифровые технологии, пространство, компетентность, EdTech (образовательные технологии), цифровая компетентность, цифровое обучение, студент, современные методы, умение, навык.

Биография автора

М. Иманкулова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

Иманкулова Меруерт Амантайкызы –  PhD, и. о. ассоцированного профессора, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (г. Алматы, Казахстан, e-mail: mika_iman@mail.ru).

Загрузки

Как цитировать

Иманкулова, М. (2025). Методы повышения цифровой компетентности студентов казахской филологии. Eurasian Journal of Philology. Science and Education, 199(3), 220–228. https://doi.org/10.26577/EJPh2025199321

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы