Композиционная роль детали в повести/сценарии/фильме «Председатель». Бөлшектің композициялық рөлі повесть/сценарий/"Председатель"фильмде.

Авторы

  • K. V. Klimenko Управление гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда при Правительстве РФ, г. Москва
        28 24

Ключевые слова:

Ю.М. Нагибин, сюжетная деталь, образная деталь, речевая характеристика, трансформация деталей, экранизация, арқаудың бөлшегі, бейне бөлшегі, сөздің мінездемесі, бөлшектің трансформациясы,

Аннотация

В статье рассматривается композиционная роль детали в художественном произведении на примере повести Ю.М. Нагибина «Страницы жизни Трубникова» в сравнении с ее экранизацией, фильмом «Председатель» (режиссер А.А. Салтыков). Рассматриваются сюжетные и композиционные различия, сопоставляются образы персонажей. Анализируется трансформация языковых стилистических приемов в повести при переработке ее в сценарий и способы отражения этих приемов в кинематографе. Основное внимание уде- ляется текстовым деталям, выраженным такими тропами, как сравнение и эпитет. Исследуется использование в художественном тексте Ю.М. Нагибина прямой речи и способы передачи речевой характеристики персонажей в повести/сценарии и в кинофильме. Писатель применяет образные детали для создания портрета и пейзажа, передачи внутреннего состояния героев. Часть этих деталей находит отражение в кинофильме, но также привносятся совершенно новые детали и подробности. Мақалада Ю.М. Нагибинның "Трубниковтың өмірінің күндері" деген повесіндегі бөлшектің композициялық рөлі көрсетілген және ол повесть быйынша жасалған "Председатель" (режиссер А.А. Салтыков) деген фильммен салыстырылған. Екеуінің композиция, арқау және кейіпкерлер жағынан ерекшеліктері қарастырылған. Повестьтен сценарий жасалғанда тілдік стильдік трансформация әдіс-айласы талданады. Негізгі көңіл троптарға болінеді, солардың ішінде метафоралар және эпитеттер қарастырылған. Мақалада повесть, сценарий және кинофильм ұқсастығы мен айырмашылығы көрсетіледі. Төл сөз және кейіпкер сөзі мінездемесінің берілуі, кейіпкер бейнесі және пейзаж суреттері байқалынады.

Библиографические ссылки

1 Богатко И.А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. – М.: Советская Россия, 1980. – 112 с.
2 Богатко И.А. Цена слова (О творчестве Юрия Нагибина) // Нагибин Ю.М. Собр.соч.в 4 т./Т.1.–М.: Художественная литература, 1980. – С. 5-24.
3 Кувалдин Ю.А. Главная книга. 3 апреля Юрию Нагибину – 75 лет. // Кувалдин Ю.А. Собр. соч. в 10т./ Т.10.–М.:Изд. «Книжный сад», 2006. – С. 66-69.
4 Нагибин Ю.М. Дневник. – М.: Изд. «Пик», 1996. – 622 с.
5 Нагибин Ю.М. Председатель. // Нагибин Ю.М. Председатель. – М.: Изд. дом «Подкова», 1998. – 464 с.
6 Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. – М.: Советская Россия, 1964. – 109 с.
7 Нагибин Ю.М. Страницы жизни Трубникова. // Нагибин Ю.М. Собр. соч. в 4 т. /Т.2.– М.: Художественная литература, 1981. – 575 с.
8 Петровский М. Сравнение. // Литературная энциклопедия: слов. лит. терминов: в 2 т. / Т.2. –М.; Л.: Изд. Л.Д.Френкель, 1925. – С. 861.

Загрузки

Как цитировать

Klimenko, K. V. (2015). Композиционная роль детали в повести/сценарии/фильме «Председатель». Бөлшектің композициялық рөлі повесть/сценарий/"Председатель"фильмде. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 148(2). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/142