Оценка В. Высоцким своей современности через военную тему в стихотворении «Братские могилы»

Авторы

  • A. E. Кулумбетова Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова

Ключевые слова:

система содержания и формы, четырехэтапный анализ текста, верхняя и нижняя границы хронотопа настоящего времени, прогностический смысл, жанровая разновидность, «порядок и хаос», критерий художественности, аллюзия и реминисценция, интертекстульность.

Аннотация

Впервые стихотворение «Братские могилы» В.С. Высоцкого анализируется в свете системы содержания и формы с целью осмысления процесса формирования замысла, темы и идеи в художественном тексте как результата отражения и оценки поэтом своей современности. Этому способствуют приемы аллюзии и реминисценции с образами предшественников (Данко М. Горького) и темами современников («Реквием» Р. Рождественского). Творческая трансформация (интертекстуальность) углубляет размышление поэта о войне и помогает донести до читателя конфликт современной ему личности и эпохи. Он заключается в несогласии с нивелировкой личности и возведением в культ коллективного начала в социальной психологии. В диалоге поэта и читателя раскрывается сочувствие лирико-философским и социально-психологическим переживаниям лирического героя. Поднимается вопрос о соответствии стихотворения «Братские могилы» критерию художественности в плане жанра элегии, а также жанровой разновидности на основе множественности типов оценки В. Высоцким изображаемого.

Библиографические ссылки

1 1.Высоцкий В. Братские могилы// http://vysotskiy.lit- info.ru/vysotskiy/stihi/stihi-all.htm
2 2.Кулумбетова А.Е., Джунисова А.А., Садуакас Г.К., Мырзабекова
А.К. Система содержания и формы лирического, эпического
и драматического художественного текста. Учебное пособие. – Алматы: Искандер, 2008. – 178 с.
3 3.Большой толковый словарь русского языка/ Автор и рук. проекта, гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «НОРИНТ», 2000. – 1536 с. – С. 95, 1506, 61.
4 4.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. – М.: ХЛ, 1975. – 594 с. – С. 234-236, 403.
5 5.Рождественский Р. Реквием/ http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx
6 6.Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок и беспорядок//
Время, хаос, порядок. К решению парадокса времени. – М.: Прогресс, 1994. – 266 с. – С. 55, 57.
7 7.Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического
идеала. – Казань: КГУ, 1970. – 212 с. – С. 20-107.

1 1.Vysotskiy V. Bratskie mogily/ http://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/stihi/stihi-all.htm
2 2.Kulumbetova A.E., Dzhunisova A.A., Saduakas G.K., G.K. Myrzabekova G.K. Sistema soderzhaniya i formy liricheskogo,
epicheskogo i dramaticheskogo hudozhestvennogo teksta. Teaching aid. – Almaty: Iskander, 2008. – 178 p.
3 3.Bolshoi tolkovyi slovar russkogo yazyka/Author and project supervisor, Chief editor S.A. Kuznetsov. – St. Petersburg:
NORINT, 2000. – 1536 p. – P. 95, 1506, 61.
4 4.Bakhtin M.M. Formy vremeni i chronotopa v romane/ М.М. Bakhtin. Voprosy literatury i estetiki. – Moscow: XL, 1975. –
594 p. – P. 234-236, 403.
5 5.Rozhdestvenskiy R. Requiem/ http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx
6 6.Prigozhin I., Stengers I. Poryadok i besporyadok//Vremya, chaos, poryadok. K resheniyu paradoksa vremeni. – Moscow:
Progress, 1994. – 266 p. – P. 55, 57.
7 7.Nigmatullina Yu.G. Natsionalnoye svoeobrazie esteticheskogo ideala. – Kazan: KSU, 1970. – 212 p. – P. 20-107.

Загрузки