Словотворчество как способ представления детского мира (на материале произведений А.А. Усачёва)
Ключевые слова:
детская речь, детская литература, словотворче¬ ство, окказонализм, редеривация, языковая игра.Аннотация
В статье рассматриваются вопросы исследования поэтических текстов, передающих особенности смысловой и стилистической ор¬ ганизации детской речи. На материале произведений детского пи¬ сателя А.А. Усачёва показана специфика восприятия ребенком ок¬ ружающего мира и его языкового представления. Важную роль при этом играют индивидульно-авторские новообразования (окказиона¬ лизмы), в большинстве своем созданные по моделям общеупотреби¬ тельных слов. Новообразования в поэтическом тексте А.А. Усачёва не просто имитируют детскую речь, они позволяют погрузиться в языковой мир ребенка. Окказионализмы, в силу необычности фор¬ мы слова привлекают внимание ребенка и заставляют его обратить внимание на значение слова. Зачастую новые слова создаются с целью назвать несуществующую реалию, а в поэтических текстах А.А. Усачёва они позволяют создать юмористический эффект. Исс¬ ледование индивидуального словотворчества – актуальная пробле¬ ма современной лингвистики. Авторские новообразования являются наглядной иллюстрацией путей и форм развития языка, их изучение способствует выявлению тенденций словообразовательных процес¬ сов, в то же время авторские новообразования дают представление об особенностях идиостиля художника слова.Библиографические ссылки
1 1.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Мелик-Пашаев, 2013.
2 2.Мамаева С.В. Речевой портрет школьника 5-7 классов. – Кемерово: Изд-во КГУ, 2007.
3 3.Шахнарович А.М. Детская речь // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1990. – С. 198.
4 4.Лыков А.Г. Современная русская лесикология: русское окказиональное слова. – М., 1974.
5 5.Усачев А.А. Стихи для детей. – М.: Эксмо, 2005.
6 6.Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. – М.: Наука, 1973
1 1.Chukovsky K.I. From two to five. – M.: Melik-Pashayev, 2013.
2 2.Mamayeva S.V. Speech portrait of the school student of 5-7 classes. – Kemerovo: Publishing house of KGU, 2007.
3 3.Shakhnarovich A.M. Children`s speech//Linguistic encyclopedic dictionary. – M.: Science, 1990. – Page 198.
4 4.Lykov A.G. Modern Russian lexicology: Russian occasional words. – M, 1974.
5 5.Usachev A.A. Verses for children. – M.: Eksmo, 2005.
6 6.Lopatin V.V. Born of the word. Neologisms and occasional educations. – M.: Science, 1973.
2 2.Мамаева С.В. Речевой портрет школьника 5-7 классов. – Кемерово: Изд-во КГУ, 2007.
3 3.Шахнарович А.М. Детская речь // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1990. – С. 198.
4 4.Лыков А.Г. Современная русская лесикология: русское окказиональное слова. – М., 1974.
5 5.Усачев А.А. Стихи для детей. – М.: Эксмо, 2005.
6 6.Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. – М.: Наука, 1973
1 1.Chukovsky K.I. From two to five. – M.: Melik-Pashayev, 2013.
2 2.Mamayeva S.V. Speech portrait of the school student of 5-7 classes. – Kemerovo: Publishing house of KGU, 2007.
3 3.Shakhnarovich A.M. Children`s speech//Linguistic encyclopedic dictionary. – M.: Science, 1990. – Page 198.
4 4.Lykov A.G. Modern Russian lexicology: Russian occasional words. – M, 1974.
5 5.Usachev A.A. Verses for children. – M.: Eksmo, 2005.
6 6.Lopatin V.V. Born of the word. Neologisms and occasional educations. – M.: Science, 1973.
Загрузки
Как цитировать
Абдрасилова, А. К. (2016). Словотворчество как способ представления детского мира (на материале произведений А.А. Усачёва). Вестник КазНУ. Серия филологическая, 158(6). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1649
Выпуск
Раздел
Молодые авторы