Смысловая организация предложения при обучении чтению текста по специальности

Авторы

  • Е. Chekina Казахский национальный университет им. аль-Фараби
        27 24

Ключевые слова:

смысловая организация предложения, структурно-семантическая модель предложения, коммуникативная задача предложения, смысло-речевая ситуация, смысловой центр предложения.

Аннотация

В статье описана методика работы с текстом по специальности на уровне предложения. Предлагаются два пути анализа предложения – «от формы – к смыслу» и «от смысла – к форме». Первое направление – это понимание смысла предложения через модель. В зависимости от коммуникативной задачи в научном тексте создаются различные смысло-речевые ситуации, которые выражаются определёнными структурно-семантическими моделями. Второй путь – «от смысла» – выявление смыслового содержания предложения с помощью вопроса. Автор предлагает следующую методику работы: найти в предложении подлежащее и сказуемое; определить, какой частью речи выражено сказуемое; сформулировать грамматический вопрос к опорному слову словосочетания, которое находится после сказуемого; записать вопрос; двигаясь в противоположном направлении, зафиксировать в вопросе сказуемое; зафиксировать подлежащее; записать вопрос полностью и дать краткий ответ на вопрос, который и будет смысловым центром предложения.

Библиографические ссылки

1.1. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981.
2.2. Залевская А.А. Текст и его понимание. – Тверь, 2000.
3.3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976. – С. 182.
4.4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1977. – С. 154.
5.5. Краткий словарь когнитивных терминов. – М., 1996.
6.6. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. – М., 1973.
7.7. Желковский А.К., Мельчук И.А. К построению действующей модели языка «смысл – текст». Машинный перевод и прикладная лингвистика. – Вып. 11. – М., 1969.
8.8. Чекина Е.Б., Капасова Д.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов-биологов. – Алматы: Казак университетi, 2013.


1.1. Sovremennyj russkij jazyk / Pod red. V.A. Beloshapkovoj. – M., 1981.
2.2. Zalevskaja A.A. Tekst i ego ponimanie. – Tver’, 2000.
3.3. Rozental’ D.Je., Telenkova M.A. Slovar’-spravochnik lingvisticheskih terminov. – M., 1976. – S. 182.
4.4. Beloshapkova V.A. Sovremennyj russkij jazyk. Sintaksis. – M., 1977. – S. 154.
5.5. Kratkij slovar’ kognitivnyh terminov. – M., 1996.
6.6. Zvegincev V.A. Jazyk i lingvisticheskaja teorija. – M., 1973.
7.7. Zhelkovskij A.K., Mel’chuk I.A. K postroeniju dejstvujushhej modeli jazyka »smysl – tekst». Mashinnyj perevod i prikladnaja
lingvistika. – Vyp. 11. – M., 1969.
8.8. Chekina E.B., Kapasova D.A. Russkij jazyk. Uchebnoe posobie dlja studentov-biologov. – Almaty: Kazak universiteti,
2013.

Загрузки

Как цитировать

Chekina Е. (2016). Смысловая организация предложения при обучении чтению текста по специальности. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 154(2). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1774

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы