Гротеск: теория и применения
Ключевые слова:
гротеск, фантастика, алогизм, пародия, неправдоподобие, условность, сатирическая установка.Аннотация
Статья посвящена проблеме теоретической основы и применения гротеска как способа комического в литературе. Материалом исследования служат работы зарубежных и отечественных литературоведов, так как именно они составляют фундамент формируемой теории гротеска. Гротеск – одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, вскрывает противоречия действительности. Как художественный образ гротеск отличается дву-плановостью, контрастностью. Гротеск – всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В данной статье исследуется универсальное понятие гротеска. На примере произведений казахского писателя Т. Шапая выделяются главные особенности и функция гротеска. В некоторых произведениях писателя чудесное может существовать наряду с обыденным, и с помощью образного языка превращает невероятное в правдивое. Автор высмеивает негативные явления общества, описывая какое-то явление, подразумевает реально существующий объект. Чтобы показать всю серьёзность этих проблем, автор использует разные гротескные тона.Библиографические ссылки
1 1.Козлова Д.В. Гротеск в теории искусства // Вопросы
взаимовлияния литератур. – Н. Новгород, 1997. – С. 209.
2.Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический
гротеск. – М., 1977. – С. 358.
3 3.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. лит., 1986. – С. 543.
4 4.Қожакеев Т. Сатира негіздері. – Алматы: Санат, 1996. – 464 б.
5 5.Дормидонова Т.Ю. Гротеск как литературоведческая
проблема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №51. – С. 86-95.
6 6.Шапай Т. Қазақтың жаны. – Астана: Елорда, 2001. – 284 б.
1 1.Kozlova D.V. Grotesk v teorii iskusstva // Voprosy vzaimovliyaniya literatur. – N. Novgorod, 1997. – S. 209.
2 2.Nikolaev D.P. Satira SHCHedrina i realisticheskij grotesk. – M., 1977. – S. 358.
3 3.Bahtin M.M. Literaturno-kriticheskie stat’i. – M.: Hud. lit., 1986. – S. 543.
4 4.Qozhakeev T. Sati’ra negіzderі. – Almaty’: Sanat, 1996. – 464 b.
5 5.Dormidonova T.YU. Grotesk kak literaturovedcheskaya problema // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. – 2008. – №51. – S. 86-95.
6 6.Shapaj T. Qazaqty’nh zhany’. – Astana: Elorda, 2001. – 284 b.
взаимовлияния литератур. – Н. Новгород, 1997. – С. 209.
2.Николаев Д.П. Сатира Щедрина и реалистический
гротеск. – М., 1977. – С. 358.
3 3.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. лит., 1986. – С. 543.
4 4.Қожакеев Т. Сатира негіздері. – Алматы: Санат, 1996. – 464 б.
5 5.Дормидонова Т.Ю. Гротеск как литературоведческая
проблема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №51. – С. 86-95.
6 6.Шапай Т. Қазақтың жаны. – Астана: Елорда, 2001. – 284 б.
1 1.Kozlova D.V. Grotesk v teorii iskusstva // Voprosy vzaimovliyaniya literatur. – N. Novgorod, 1997. – S. 209.
2 2.Nikolaev D.P. Satira SHCHedrina i realisticheskij grotesk. – M., 1977. – S. 358.
3 3.Bahtin M.M. Literaturno-kriticheskie stat’i. – M.: Hud. lit., 1986. – S. 543.
4 4.Qozhakeev T. Sati’ra negіzderі. – Almaty’: Sanat, 1996. – 464 b.
5 5.Dormidonova T.YU. Grotesk kak literaturovedcheskaya problema // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. – 2008. – №51. – S. 86-95.
6 6.Shapaj T. Qazaqty’nh zhany’. – Astana: Elorda, 2001. – 284 b.
Загрузки
Как цитировать
Қабылов, Ә. Д. (2016). Гротеск: теория и применения. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 159(1). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1824
Выпуск
Раздел
Литературоведение