Модель компетентностного образования в лингводидактике
Аннотация
Предметом исследования в данной статье является педагогическая категория компетентности. Цель исследования заключается в доказательстве тезиса о том, что в условиях
современной системы языкового образования компетентность становится целью и результатом
образования. Данная категория рассматривается в качестве компонента структурного единства:
грамотность – образованность – компетентность – культура – менталитет. Исследование
показало, что в условиях системы непрерывного образования, охватывающего несколько
ступеней – от начальной общеобразовательной школы до высшего учебного заведения, вопросы
целеполагания должны быть сформулированы в сторону общности задач и постановки единой
цели – формирования компетентностного носителя знаний, а в качестве ожидаемого результата
– компетентности личности. В статье исследуется соотношение понятий «компетентность»
и «компетенция», утверждается понимание «компетентности» человека как акмеологической
категории и потенциала интеллектуального и профессионального развития личности,
характеристикой которой являются «компетенции», которые должны быть сформированы в
процессе образования как системные новообразования. При этом «компетенции» выступают
как интегрированные характеристики качества образования и подготовки выпускников, а
категории «компетентность» – «компетенция» являются единством, отражающим отношение
«потенциального целого» и «актуализируемого частного». Выводы: современный качественный
результат образования представляет собой предварительно выделенный состав определенных
компетенций, отраженный в компетентностной модели образования и модели выпускника,
соответствующих социальному заказу. Преимущество компетентностного подхода в сравнении
с другими заключается в том, что в его рамках возможно реально подготовить человека к жизни
в социуме в условиях постоянной его изменчивости и развития