Обучение иностранцев русскому языку: роль невербальных средств общения
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования невербальных средств коммуникации в процессе обучения иностранных студентов русскому языку. Невербальная сторона общения, несмотря на свою важность в передаче информации, часто остается вне поля зрения человека, хотя мы интуитивно знаем о том, что ни одно взаимодействие не проходит без их участия. Знание этикета, культуры и особенностей невербального поведения русского народа создает необходимые условия для эффективного овладения русским языком студентами-иностранцами. В статье рассматриваются пути и методы использования жестов, мимики, телодвижений в процессе порождения речи, в «проигрывании социальных ролей», в разыгрывании микросцен на уроках русского языка. Особое внимание уделяется активному минимуму жестово-мимических средств, усвоение которого является основным требованием в формировании лингвострановедческой компетенции будущих специалистов. В статье делается вывод о том, что учет всех необходимых условий для результативного применения невербальных средств коммуникации приводит к полноценному овладению русским языком.