Типология категории модальности
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v188.i4.07Аннотация
В статье исследуется типология и предметная область одной из сложных лингвистических категорий – модальности. Наша речь наполнена модальным значением. Модальное значение определяется как дополнительное значение, добавленное к пропозиции, которое считается наиболее нейтральной основой предложения и оживляет наше общение. В речи мы можем предсказать возможность, обязанность и необходимость совершения действия и определить способность, желание субъекта предложения совершить данное в предложении действие, в том числе и другие накладывающиеся значения. Разнообразие этих речевых коннотаций и зависимость их от субъекта определяет актуальность и сложность категории модальности. Поэтому понимание сущности модальности имеет первостепенное значение не только для лингвистов, но и для пользователей языка. Несмотря на то, что исследования модальности берет свое начало от философии и логики, все еще остаются актуальные вопросы, требующие внимания в этой области. Одной из таких актуальных проблем является типология модальности. В статье ставится задача изучить зарубежные и отечественные научные работы по модальности и выявить теоретическую основу категории модальности. В результате нашего анализа были определены объем и субкатегории модальности, а теоретической базой статьи послужил типологический, кросс-лингвистический анализ. В исследовании использовались описательный, аналитический и сравнительный методы языкознания. В результате исследования мы определяем категорию модальности как наложенные значения на пропозицию и анализируем его с использованием понятий необходимости и возможности. Выделяя внутреннюю, внешнюю модальности, а также эпистемический модальность, мы классифицируем их на основе парадигмы необходимости и возможности.
Ключевые слова: модальность, сущьность, типология, объективная модальность, субъективная модальность, субкатегория.