Онейропоэтика как форма реализации авторской картины мира в литературной сказке и художественной литературе
Аннотация
Статья посвящена изучению мотива сновидения в литературном произведении и его формы как воплощения авторской картины мира. Как свидетельствуют произведения искусства, онейрический элемент структурирует авторскую идею; мотив сна приоткрывает завесу будущего, тайны прошлого. Мотивы сновидений не редкость в фольклоре и литературе, их анализ остается важным для теории литературы для структурирования событий как в прошлом, настоящем, так и в будущем. В статье рассматриваются такие жанры, которые часто используются авторами, как откровение во сне, кошмар во сне, путешествие во сне и т.д. В качестве материала исследования послужили произведения А. Жаксылыкова "Сны окаянных" и А. Алтая "Түсік" (Выкидыш), "Тұл" (Сирота), рассказывающие о современных реалиях жизни, дихотомии богатства и бедности, порока и добродетели, ищущих пути выхода из социального хаоса. Методология исследования предполагает преемственность научных подходов, а также использование традиционных и инновационных методов литературоведческого анализа: контент-анализа, сравнительно-типологического метода, мифопоэтики и поэтики сновидения (онейропоэтики), психоанализа. На основе сравнения мотива сновидения, мифологического мотива и сказочной фантазии обосновывается положение о том, что они очень близки по содержанию; они идентифицируются общей художественной формой, причинно-следственными связями, хронотопом, сверхъестественным, нереалистичным содержанием повествования, духовным "проживанием" и переосмыслением ситуации и т.д. Мотив сновидения является архетипическим, являясь одним из основных структурных элементов литературного произведения.