Поэтика абсурда и формы выражения авторской позиции в рассказе Н. Верёвочкина «Череп гоголя»

Авторы

  • E. S. Shmakova Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз http://orcid.org/0000-0001-5682-3581
  • B. S. Baizhigit Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати, Казахстан, г. Тараз http://orcid.org/0000-0001-5384-466X
  • S. B. Begalieva Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-3528-7756

Аннотация

В настоящем исследовании в свете психоаналитических концепций рассматриваются формы выражения авторской позиции и абсурдистские приемы, ее выражающие, актуализируется идея неотделимости автора от художественного целого. Предпринимается попытка описать такие формы выражения авторской позиции, как заглавие и интертекстуальные включения с точки зрения фрейдистских учений о двух ключевых энергиях человека — Эроса и Танатоса. Рассматривается функциональность поэтики абсурда как выражения концепции бессмыслицы и нелепости, позволяющая более углубленно рассмотреть форму психологического состояния героя произведения. С опорой на труды казахстанских и зарубежных литературоведов доказывается, что выражение авторской позиции и характеристика персонажного ряда соотносится с проявлением авторского бессознательного, психологических травм и механизмов защиты. Теоретическая значимость исследования обоснована комплексным подходом к рассмотрению форм выражения авторской позиции в свете теорий традиционного литературоведения и психоаналитического подходов. Новизна исследования определяется тем, что впервые в рассказе Н. Веревочкина «Череп Гоголя» были рассмотрены поэтика абсурда и формы выражения авторской позиции в психоаналитическом аспекте. Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов статьи в исследованиях форм выражения авторской позиции, теоретических понятий «автор» и «герой» в современной русскоязычной прозе Казахстана.

Загрузки

Опубликован

2023-07-03