Языковая репрезентация трансформации экономического сознания

Авторы

  • A. B. Piyazbaeva Институт языкознания им. Ахмета Байтурсынова, Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0001-9180-8010
  • А. M. Fazylzhanova Институт языкознания им. А. Байтурсынова, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-0562-4846

Аннотация

В развитии социально-экономических сфер страны велика роль языка. Знание языка-основной компонент человеческого капитала. Это потому, что язык или языки могут оказать существенное влияние на экономическое, социальное развитие человека. Кроме того, это влияет на экономические решения. Так, по результатам исследования, проведенного в семи развитых странах, выяснилось, что знание родного и иностранного языка не только увеличивает прибыль, но и снижает риск безработицы.

Цель проведенного в статье исследования-выявить современное состояние экономического сознания казахской нации и потенциал государственного языка в повышении национальной экономической культуры.

В предыдущих изысканиях отсутствуют научные труды, определяющие, какие изменения, какие трансформации произошли в лексикографировании лексических единиц, характерных для экономического дискурса. Проблема казахского языка в экономическом дискурсе в настоящее время становится очень актуальной. Причина в том, что экономическое сознание как внутренняя часть общественного сознания, без развития национального языка, подвержено большим препятствиям как процессам развития общегосударственного языка, так и процессам экономического прогресса общества. Такие социолингвистические и лингвоэкономические исследования необходимы в реализации языковой политики, разработке программ развития языков.

В статье сделано попытка выявления потенциала государственного языка и расширения сферы государственного языка в потенциальной бизнес среде, наглядно показано лингвостатистика терминов, слов, понятий, наименований с экономической семантикой, также было проведено социолингвистическое исследование с целью, предоставления конкретных путей решения их языковых проблем, в целях научного рассмотрения вопросов, попавших в общественное обсуждение в рамках СМИ о роли языка и экономики, особенно казахского языка в бизнесе. В ходе исследования были получены полуструктурированные интервью с казахскоязычными владельцами малого бизнеса и массовый онлайн-опрос казахскоязычных потребителей.

Потенциальными потребителями исследования являются комитет языковой политики МОН РК, НПП РК» Атамекен", лингвисты, социолингвисты, лингвоэкономисты, магистранты и докторанты, а также политики и журналисты.

Загрузки

Опубликован

2023-09-24