О жанрово- типологических особенностях романов Н. Веревочкина. Н. Веревочкин романдарының жанрлық- типологиялық ерекшеліктері.
Ключевые слова:
роман, жанр, сюжет,Аннотация
В данной статье рассматривается романный жанр, который продолжает занимать доминирующее место в нашем литературном процессе, несмотря на новаторские элементы с точки зрения стиля и усложнённость формы письма и многослойность повествовательной структуры. В связи с поставленной задачей в статье прослежена краткая история становления романного жанра. Из отличительных особенностей жанра романа обращено внимание на то, что часть исследователей акцентирует внимание на развитии внутреннего мира романного героя, об изменении его характера и самосознания, об интересе романа к возможностям собственного нравственного и умственного развития личности, становлению ее характера в столкновении с авторитарными нормами и представлениями старого мира. Отмечая новые разновидности и модификации романного жанра, такие, например, как роман культуры, производственный роман, городской роман, для анализа выбраны романы казахстанского писателя Н. Веревочкина «Белая дыра» и «Зуб мамонта». Сквозь оба романа указанного автора центральным лейтмотивом проходит тема выбора между жизнью и смертью, скоротечностью жизни и бессмертием, между миром и хаосом. Принципиальная особенность «жанрового содержания» романов Н. Веревочкина позволяет увидеть в трагическом хаосе настоящего вечные ценности жизни, задуматься о смысле жизни и о своем месте в этой жизни. Структура и композиция романа как жанра, насыщенная еще одной особенностью современных романов – мифологичностью сюжета, отражают связь времен и человеческих отношений. В целом же для романов казахстанского автора характерны «энциклопедичность» жанровой структуры, неповторимое своеобразие жанровых форм. Берілген мақалада әдебиетімізде ерекше орын алған роман жанры қарастырылған. Белгіленген мақсаттарға сай, ең алдымен роман жанрының қысқаша тарихы қарастырылған. Роман жанрының ерекшелігі, роман кейіпкерінің мінезі мен сана-сезімінің өзгерісі, ішкі жан дүниесі, сипатталады. Роман жанрының жаңа түр рекшеліктеріне қарай мәдениет романы, өндірістік роман, қалалық роман деп бөлуімізге болады. Қазақстанның жазушысы Н. Веревочкиннің «Зуб мамонта» және «Белая дыра» шығармаларын алуға болады. Шығармаларды байланыстыратын ортақ тақырып: омір мен өлімнің таңдауы, зымыраған дүние мен мәңгілік өмір. Н. Веревочкин бұл шығармаларында өмірдің нағыз мәңгі құндылықтарын көрсете білген. Автор шығармалары жалған дүниенің қадірін көрсете отырып, өмірдегі өз орныңды табуға көмектеседі. Романның композициясы мен құрылымы мифологиялық сюжеттерге толы. Н. Веревочкиннің романдарына «энциклопедиялық » жанрлық құрылым тән.Библиографические ссылки
1 Джолдасбекова Б.У. Роман в литературном процессе Казахстана
периода независимости. www.sibac.info].
2 Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман
Нового времени)// Проблемы жанра в литературе средневековья
/ Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко, вып. I. – М.: Наследие, 1994. – С. 45-87.
3 Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии
жанра в средневековой литературе. – М., 1976.– С. 68. http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Kosikov_Roman.htm–32
4 Кожинов В.В. Происхождение романа.– М., 1963.
5 Гринцер П.А. Две эпохи романа // Генезис романа в литературах
Азии и Африки. – М., 1980 / Цит. по: Косиков Г.К. К теории романа
(роман средневековый и роман Нового времени)// Проблемы жанра
в литературе средневековья /Литература Средних веков,Ренессанса
и Барокко.Вып. I. – М.: Наследие,1994. – С. 45-87.
6 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – М., 1971. – Т. 3. – С. 475.
7 Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.– С. 196.
8 Богданов В.А. Роман // Краткая литературная энциклопедия.
– Т. 6. – С. 350.
9 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 88-113.
10 Веревочкин Н.Н. Белая дыра // Дружба народов. – 2007. – № 6. – С. 43-98.
периода независимости. www.sibac.info].
2 Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман
Нового времени)// Проблемы жанра в литературе средневековья
/ Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко, вып. I. – М.: Наследие, 1994. – С. 45-87.
3 Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии
жанра в средневековой литературе. – М., 1976.– С. 68. http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Kosikov_Roman.htm–32
4 Кожинов В.В. Происхождение романа.– М., 1963.
5 Гринцер П.А. Две эпохи романа // Генезис романа в литературах
Азии и Африки. – М., 1980 / Цит. по: Косиков Г.К. К теории романа
(роман средневековый и роман Нового времени)// Проблемы жанра
в литературе средневековья /Литература Средних веков,Ренессанса
и Барокко.Вып. I. – М.: Наследие,1994. – С. 45-87.
6 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – М., 1971. – Т. 3. – С. 475.
7 Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.– С. 196.
8 Богданов В.А. Роман // Краткая литературная энциклопедия.
– Т. 6. – С. 350.
9 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 88-113.
10 Веревочкин Н.Н. Белая дыра // Дружба народов. – 2007. – № 6. – С. 43-98.
Загрузки
Как цитировать
Zhanakova, I. M. (2015). О жанрово- типологических особенностях романов Н. Веревочкина. Н. Веревочкин романдарының жанрлық- типологиялық ерекшеліктері. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 150(4-5). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/739
Выпуск
Раздел
Молодые авторы