Анализ понятия о сверхфразовом единстве. Күрделі фразалық бірлік туралы ұғымды талдау.

Авторы

  • O. B. Altynbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы
  • N. Yu. Zueva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы

Ключевые слова:

сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство), композиция ССЦ, УМК для экспериментального 11 класса, күрделі синтаксистік тұтастық (күрделі фразалық бірлік), КСТ‑тың композициясы, экспериментальды 11 сыныптар үшін ОӘК,

Аннотация

В статье рассматривается понятие о сложном синтаксическом целом (или сверхфразовом единстве) - основной единице членения текста на семантико- синтаксическом уровне, являющейся, по сути, минимальным текстом. Типичная композиция ССЦ включает в себя три структурно- смысловые части: ключевую фразу (зачин), комментирующую часть и концовку, однако зависимость от структуры целого произведения или его фрагментов в действительности обусловливает существующее в разных текстах композиционное многообразие сложных синтаксических целых. Обучение понятию ССЦ, его композиции, выработка навыка самостоятельного продуцирования сверхфразовых единств является целью одного из разделов учебно- методического комплекса по русскому языку [1–4], созданного авторами в соответствии с Учебной программой для экспериментального 11-го класса по переходу на 12-летнее образование общеобразовательной школы с русским языком обучения [5]. Мақалада мәтінді семантика-синтакстік деңгейде бөліктерге бөлудің негізгі бірлігі шағын мәтін болып табылатын күрделі синтаксистік тұтастық туралы ұғым (немесе күрделі фразалық бірлік) қарастырылады. Күрделі синтаксистік тұтастықтың мұндай түрі құрылымды‑мағыналық үш бөліктен: Анализ понятия о верхфразовом единстве негізгі оралым (бастама), түсіндірме бөлік және қорытындыдан тұрады, алайда тұтас шығарма не оның фрагменттері арасындағы құрылымдық байланыс шын мәнінде түрлі мәтіндерде кездесетін сан алуан композициялық күрделі синтаксистік тұтастыққа себепші болады. Күрделі синтаксистік тұтастық туралы ұғымды, оның композициясын оқыту, күрделі фразалық бірлікті өз бетінше орындау дағдысын қалыптастыру – авторлардың орыс тілді экспериментальды 11‑сыныптарының 12 жылдық білім беруге көшуіне арналған Оқу бағдарламасына сай құрастырған орыс тілі [1–4] бойынша оқу‑әдістемелік кешенінің бір бөлігі болып табылады.

Библиографические ссылки

1 Алтынбекова О.Б., Зуева Н.Ю. Русский язык. Пробный учебник
для 11 классов общественно- гуманитарного направления
12-летних школ. – Алматы: Мектеп, 2013.
2 Алтынбекова О.Б., Зуева Н.Ю. Русский язык. Дидактические
материалы: Пробное учебное пособие для 11 классов
общественно-гуманитарного направления 12-летних школ. – Алматы:
Мектеп, 2013.
3 Алтынбекова О.Б., Зуева Н.Ю. Русский язык. Сборник диктантов
и изложений для 11 классов общественно-гуманитарного
направления 12-летних школ. – Алматы: Мектеп, 2013.
4 Алтынбекова О.Б., Зуева Н.Ю. Русский язык. Методическое руководство: Пробное пособие для учителей 11 классов
общественно- гуманитарного направления 12-летних школ. – Алматы:Мектеп,2013.
5 Учебная программа для экспериментального 11-го класса
по переходу на 12-летнее образование общеобразовательной
школы с русским языком обучения / Сост. К.Н. Булатбаева,
М.Т. Шакенова, М.А. Измайлова, Н.В. Писаренко. – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2013.
6 Алтынбекова О.Б., Зуева Н.Ю. Переход на 12-летнюю модель
образования в Казахстане: создание учебников русского
языка // Вестник КазНУ. Серия филол. – №4 (144). – 2013. – С. 9–13; Русский язык в Казахстане: методические комментарии к разделу
учебника для 11 классов 12-летних школ Казахстана // Вестник
КазНУ. Серия филол. – №5–6 (145–146). – 2013. – С. 147–150; Учебно- методические комплексы русского языка для 12-летней
модели образования в Казахстане // Мат. межд. научной конф. «Состояние и перспективы современной филологии ». VI Багизбаевские чтения. – Алматы, 2014. – C. 154–157; Комментарий
к учебнику русского языка для 11 классов 12-летних школ Казахстана // Вестник КазНУ. Серия филол. – №1 (147). – 2014. – С. 103–106; Изучение текста в учебнике русского языка для 11 классов
12-летних школ Казахстана // Вестник КазНУ. Серия филол. – №2 (148). – 2014. – С. 27–30; Средства связи предложений в тексте
// Вестник КазНУ. Серия филол. – №3 (149). – 2014. – С. 55–59.

Загрузки

Опубликован

2015-10-19

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы