Трансформация жанра романа в современной казахской прозе

Авторы

  • А. B. Temirbolat Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

роман, тенденция, жанр, современный, писа¬ тель, композиция, проблема, личность, исторический, философский.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития жанра романа в казахской литературе конца ХХ – начала XXI веков. На основе анализа конкретных произведений раскрываются направления идейно-худо­ жественных поисков писателей, определяются тенденции развития современной казахской прозы. Выявляются факторы, обусловившие трансформацию жанра романа. Устанавливаются ключевые смысло­ вые уровни данного жанра. Раскрываются особенности построения произведений казахских писателей. Утверждается, что романам кон­ ца ХХ – начала XXI веков присущи многоуровневость, диалогичность, глубокий драматизм, емкость повествования. Большое внимание прозаиками уделяется духовному миру личности, системе взаимоот­ ношений человека и общества. Модернизация жанра романа прояв­ ляется на уровне конфликта, который приобретает более сложный и противоречивый характер. Устанавливается, что в современном каза­ хском романе наблюдается сочетание элементов различных жанров. В произведениях писателей нередко переплетаются элементы психо­ логического, социального, философского, исторического, детектив­ ного, фантастического, сатирического романов, что придает многог­ ранность изображаемому миру, обогащает содержание и структуру произведений.

Библиографические ссылки

1 1.Stryukova V.I. Istoricheskie zhanry v sovremennoy russkoyazychnoy literature Tadzhikistana (v tvorchestve Ato Hamdama
i Leonida Chigrina) / Disc. kand. filolog. nauk. – Dushanbe, 2010. // http://www.dissercat.com/content/ istoricheskie-zhanry-vsovremennoi-russkoyazychnoi-literature-tadzhikistana-v-tvorchestve-at
2 2.Ahmetov Z.A. Sovremennoe razvitie i traditsii kazahskoy literatury. – Alma-Ata: Nauka, 1978. – 328 s.
3 3.Osmanova Z.G. Hudozhestvennaya kontseptsiya lichnosti v literaturah Sovetskogo Vostoka. – M.: Nauka, 1972. – 266 s.
4 4.Sharipov A. Traditsii i novatorstvo v kazahskoy literature. – Alma-Ata: Mektep, 1984. – 136 s.
5 5.Nurgaliev R.N. Drevo obnovleniya. Traditsii i sovremennyj literaturnyj protsess. – Alma-Ata: Zhazushy, 1989. – 368 s.
6 6.Alibaev Z.A. Priroda konflikta v sovremennyh bashkirskih romanah / Disc. kand. filolog. nauk. – Ufa, 1996. // http://cheloveknauka.com/priroda-konflikta-v-sovremennyh-bashkirskih-romanah
7 7.Bahtin M Epos i roman. – SPb.: Azbuka, 2000. – 305 s.
8 8.Ismailova M.V. Problemy traditsiy i zhanrovye raznovidnosti v chechenskom romane 80-90-h gg. XX veka. Dis. kand.
filolog. nauk. – Groznyj, 2007. // http://www.dissercat.com/content/problemy-traditsii-i-zhanrovye-raznovidnosti-v-chechenskomromane-80-90-kh-gg-xx-veka
9 9.Sharifova S.Sh. Teoreticheskie aspekty zhanrovogo mnogoobraziya azerbaydzhanskogo romana / Diss. dokt. filolog. nauk.
– M., 2012. // http://www.dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a265.phpReferenses

Загрузки