Типология сбоев в системе художественной коммуникации «автор – текст – читатель»

Авторы

  • Muchnik G.M

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-3-ph1

Аннотация

Проблема, исследуемая в статье, относится к актуальной области литературоведения:
коммуникативные аспекты поэтики, которые затрагивались учеными лишь эпизодически и
бессистемно, в настоящее время сложились в новый, активно развивающийся раздел теории
литературы. Новизна подхода уже в самом объекте исследования: типологическая характеристика
сбоев в канале словесной художественной коммуникации предпринята впервые. Анализ
проведен на разнообразном материале; в каждом разделе теоретические положения вытекают
из непосредственного анализа классических и современных литературных произведений (или их
фрагментов). Проявление психологических механизмов исследуемых явлений художественной
речи не только прослежено на «дефектных» участках текста, но также показано, что опытные
авторы используют эти механизмы для построения эффективных художественных приемов.
Аналитическая часть включает примеры из стихотворений В. Маяковского и А. Цветкова в
разделе о фактических погрешностях, из романа И. Тургенева «Рудин» в разделе об образных
противоречиях, из рассказа В. Набокова в разделе о пространственно-временных смещениях,
из стихотворения Пушкина «Ворон к ворону летит…» в разделе о читательском стереотипе.
Тем самым многократно и на разных уровнях демонстрируется действие основополагающего
для художественной коммуникации принципа обратной связи: влияние закономерностей
читательского восприятия на формирование правил и приемов построения текста. По ходу
изложения результатов исследования приводятся данные проведенных автором психологических
экспериментов с читающими

Загрузки

Опубликован

2019-11-24

Выпуск

Раздел

Литературоведение