Портрет и тип художественного конструирования.

Авторы

  • B. K. Bazylova Казахский государственный женский педагогический университет, г. Алматы
        29 20

Ключевые слова:

портретное сходство, структура портрета, конфликт, субъект изображения,

Аннотация

В статье рассматривается структура литературного портрета. Структура портрета здесь соотносится с его основной функцией - воплощением зрительного впечатления. Первым из классифицирующих признаков литературного портрета является принципиальное для него несовпадение героя как субъекта изображения с его сюжетной ролью. В литературном портрете мы всегда сталкиваемся с созданной авторской концепцией характера портретируемого. Второй признак литературного портрета - способ создания «концепта мира». Исследование произведения всегда начинается с интерпретации текста через его жанровое прочтение, через поиск его интерпретационной модели. Третий важный классифицирующий признак литературного портрета – особенность его повествовательной структуры, он отражает типологически общий для всех произведений мемуарно-биографического жанра конфликт между точкой зрения автора и «других» на предмет изображения. Одной из важнейших особенностей повествования в литературном портрете является то, что внутренний мир автора-повествователя также становится предметом изображения. Структура описания внешности персонажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» выстраивается таким образом, что его нельзя изолировать от авторского комментария к нему, так как они выполняют одну и ту же функцию: представить читателю образ внутреннего мира героя. Портрет Базарова может быть признан «статичным» только потому, что он, как центр, «притягивает» все последующие зарисовки внешности персонажа, заставляет читателя увидеть в индивидуальном проявлении характера типичное. Автор постоянно отсылает читателя к этому первому описанию внешности героя, объясняя тем самым все последующие «факты» его биографии. В этом портрете персонажа содержится мотивация будущих взаимоотношений героев романа.

Библиографические ссылки

1 Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. –М., 1969.
2 Одиноков В.Г. Поэтика русских писателей ХIХ века и литературный прогресс. – Новосибирск, 1987.
3 Тургенев И.С. Центральный архив. – М.,1927.
4 Тургенев И.С. Собрание сочинений: 12 т. – М., 1987.
5 Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев-художник слова. – М., 1980.
6 Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. – М., 1979.
7 Маркович В.М. Тургенев и русский роман XIX века. – Л., 1980.
8 Корман Б.О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень)//Проблема автора в художественной литературе. – Ижевск, 1974.
9 Бройтман С.Н. Историческая поэтика: Теория литературы: Учеб. пособие: В 2-т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. –Т. 2. – М., 2004.
10 Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. – М., 1997.
11 Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1969.

Загрузки

Как цитировать

Bazylova, B. K. (2015). Портрет и тип художественного конструирования. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 147(1). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/30