Современные методы психолингвистики и нейролингвистики в усвоении второго языка

Авторы

  • K. Zhaksylykkyzy Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-3657-5562
  • G. Nabiyeva Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-4015-1500

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v183.i3.ph2
        240 168

Аннотация

Статья посвящена обзору и обсуждению современных научных методов психолингвистики и нейролингвистики. Наблюдаемый интерес исследователей к данным направлениям лингвистики в последние десятилетия продолжает расти как в отечественной, так и в международной науке. Как известно, психолингвистика и нейролингвистика относятся к комплесным наукам гуманитарного цикла, составляя ядро в изучении речи и мыслительных процессов человека.  Так, психолингвистика изучает процесс производства и восприятия знаковой системы языка в сознании человека, а нейролингвистика исследует мозговые механизмы речевой деятельности и изменения речевых процессов, возникших при локальных поражениях мозга. Психо- и нейролингвистические теории часто пересекаются, что способствует активному использованию общих методов. В данной статье представлен аналитический обзор современных методов анализируемых направлений соврменной лингвистической науки, используемых для получения и обработки информации в процессе усвоения второго языка (Я2). Авторами обсуждаются методы, применяемые в исследовании мозговой деятельности, обеспечивающей порождение речи. Рассмотренные методы позволяют изучать потенциально качественные изменения в сигнатуре мозга, исследовать процессы понимания посредством изучения конкретных показателей движения глаз, а также помогают анализировать особенности процесса мышления у носителей первого и второго языков.

Ключевые слова: психолингвистика; нейролингвистика; окулография; ЭЭГ; фМРТ; вызванные потенциалы.

Загрузки

Опубликован

2021-09-28

Как цитировать

Zhaksylykkyzy, K., & Nabiyeva, G. (2021). Современные методы психолингвистики и нейролингвистики в усвоении второго языка. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 183(3). https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v183.i3.ph2