Корпусный анализ нарушений координации по роду в русской речи студентов-казахов.

Авторы

  • A. K. Kazkenova Евразийский технологический университет, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-5169-1548
  • A. Sh. Amanov Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, http://orcid.org/0000-0001-9122-500X

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v184.i4.ph6

Аннотация

Статья посвящена описанию обнаруженных в русских текстах студентов-казахов нарушений
координации по роду между подлежащими-существительными и разными типами сказуемых.
Целью статьи является выявление типичных отклонений и установление вызывающих их
факторов. Источником материала послужил казахский подкорпус Русского учебного корпуса
(www.web-corpora.net/RLC). Примеры нарушения координации извлекались по тэгу AgrGender,
которым в корпусе отмечаются разнообразные факты нарушения согласования по роду, далее в
соответствии с поставленными задачами эти примеры распределялись по типам и статистически
обрабатывались. Утверждается, что нарушения координации по роду являются неслучайными,
они объясняются сложностью усвоения стратегии согласования, действующей в русском языке,
и формальным характером категории грамматического рода. В статье описаны случаи нарушения
координации подлежащих с глагольными и именными частями сказуемых под влиянием
неодушевленности существительных, расширения стратегии семантического согласования,
неверного выбора контролера согласования, дистантного расположения главных членов
предложения и др. В целом нарушения координации отличаются от нарушений согласования в
атрибутивных словосочетаниях. Корпусный анализ нарушений координации по роду в русских
текстах студентов-казахов может быть интересен как с точки зрения исследований билингвизма,
так и с позиций преподавания русского языка как неродного.
Ключевые слова: русский язык, Русский учебный корпус, координация по роду, казахско-
русский билингвизм, письменный текст.

Загрузки

Опубликован

2021-12-27