Контрастивно-сопоставительный, этико-лингвоэкологический и когнитивный анализ этических концептов «имандылық» и «имансыздық» (на материале произведений Абая)

Авторы

  • K. K. Karimova Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана http://orcid.org/0000-0001-6442-9293
  • G. Kozhbayeva Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-0451-5269
  • R. Seidakhmetova Казахская национальная академия хореографии, Астана, Казахстан http://orcid.org/0000-0003-3347-466X
  • Sh. Saimkulova Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-1910-4163

Аннотация

Статья посвящена исследованию этических концептов «имандылық», «имансыздық» в русле контрастивно-сопоставительной лингвистики, этической лингвоэкологии, когнитивной лингвистики. Цель исследования – изучение концептов «имандылық», «имансыздық» в этической концептосфере произведений Абая как ценностных и антиценностных ориентиров казахской культуры. Научная значимость работы заключается в описании ценностных концептов «имандылық», «имансыздық» как этических и неэтических. Практическая значимость работы состоит в том, что в ней дается описание методики применения комплексных методов (контрастивно-сопоставительного, концептуального анализа, метода этико-лингвистического). В статье используется интегральная методологическая парадигма, основанная на антропоцентрическом, экспансионистском, функциональном принципах.  Антропоцентризм исследования проявляется в изучении этических концептов, характеризующих духовный мир человека, направленных на совершение добрых и недобрых поступков. Принцип экспансионизма используется в работе с целью применения знаний из различных наук и их методов (когнитивной лингвистики, контрастивно-сопоставительной лингвистики, этической лингвоэкологии). Принцип функционализма направлен на выявление и описание функций этических концептов. В процессе исследования получены следующие результаты: охарактеризованы контрастивные этические концепты; выявлена и описана их этическая оценка (позитивная и негативная); осуществлен когнитивно-дискурсный анализ произведений Абая. Выводы: изучение этических концептов в контрастивно-сопоставительном и этико-лингвоэкологических аспектах позволило описать концепты этической концептосферы, определить их ценностные  ориентиры, а также установить их роль  в духовно-нравственном развитии личности или в разрушении духовных ценностей человека. Значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты работы могут способствовать развитию контрастивно-сопоставительной лингвистики, этической лингвоэкологии, оказать содействие в совершенствовании методики применения интегральной методологической парадигмы.

 

Ключевые слова: этические концепты, этическая лингвоэкология, экспансионизм, функционализм, антропоцентрический подход, экологический закон, интегральная методологическая парадигма.

 

Загрузки

Опубликован

2023-09-29