Инвариантные жанры в литературе и искусстве

Авторы

  • A. Utebekova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-5345-5234
  • Zh. Kh. Salkhanova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-4933-4824

Аннотация

Введение. Предметом исследования являются инвариантные жанры в литературе и искусстве. Данная тема рассматривается на примере творчества Бахыта Каирбекова. Цель исследования заключается в обосновании выдвинутой гипотезы о том, что важнейшей чертой творческой эволюции Бахыта Каирбекова как режиссера, сценариста, поэта является жанровое своеобразие, обращение как к традиционным, так и «пограничным» жанрам. Основными направлениями и ведущими идеями научного исследования являются анализ и синтез инвариантных форм произведений, выявление в них признаков художественности, публицистичности, документальности; определение авторского сознания в качестве жанрообразующего фактора. Научная значимость работы содержится в тезисах о преобладании в просодической организации и лексико-синтаксической структуре кинодискурса и эссеистики ключевых ментально обусловленных концептов: земля отцов, память предков, история народа, культурное наследие. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, использовании искусствоведческих и лингвоцентрических методов анализа, выявляющих в изучаемых произведениях корреляцию видео-вербальных и лингвистических характеристик. Основные результаты и анализ материалов в данной исследовательской работе прослеживаются в тезисах о типологическом разнообразии и специфике жанровой структуры произведений Бахыта Каирбекова, включающих инварианты документального кино, эссеистики, лирических текстов. В статье формулируются два основных вывода: документальные фильмы представляет собой инвариантные формы, вбирающие в себя элементы видового фильма, фильма-монолога, фильма-обозрения; эссеистика тематически перекликается с документальными фильмами, содержательные доминанты эссе совпадают с философскими размышлениями автора. Ценность проведенного исследования и вклад данной работы в филологическую область знания заключается в неординарности избранного подхода, в рамках которого изучаются как художественные тексты, так и жанры документального кино. Практическая значимость работы: ее результаты могут быть использованы в учебном процессе, при изучении и преподавании дисциплин литературоведческого цикла.

                Ключевые слова: жанр, инвариант, типология, документальное кино, эссе, авторское сознание.

Загрузки

Опубликован

2023-09-28