Особенности метафорической репрезентации мира в контексте билингвального обучения

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v194.i2.ph016
        125 107

Аннотация

Исследование фокусируется на роли метафоры в эстетическом восприятии и когнитивном развитии школьников. Метафора играет важнейшую роль в формировании эстетического восприятия и понимания мира у школьников, способствуя их развитию и социализации. Авторы подчеркивают значимость метафор в обучении, социализации и формировании ценностей у детей. Они указывают на недостаточное исследование метафор, особенно в произведениях казахстанских авторов на русском языке. Особый интерес вызывает творчество поэтов-билингвов, таких как Бахыт Каирбеков, чья лирика сочетает тюркские обычаи с современным сознанием. В работе анализируются метафорические концепты в его лирических текстах из сборников «Навстречу солнцу» (2014) и «Путь воды» (2018), выявляя их потенциал как дидактического материала в школе. Изучение художественной картины мира поэта-билингва позволяет выявить ключевые элементы казахской культуры и традиций. В результате анализа было установлено, что поэт использует антропоморфные метафоры, вкладывая в них национальные и общекультурные концепты. Изучение метафор и образов в текстах Каирбекова может послужить фундаментом для развития у учащихся навыков анализа литературы. Исследование его творчества помогает расширить культурное и метафорическое сознание школьников, помогая им погрузиться в мир казахской культуры и развивая их творческое мышление.

Ключевые слова: метафора, антропоморфная метафора, художественная картина мира, казахская культура, билингвальное обучение.

Биографии авторов

A. Kairzhanova, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Каиржанова Адия Тасболатовна (корреспондентный автор) – PhD докторант, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: kairzhanova16@gmail.com);

 

M. Kengessova, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Кеңесова Мадина Бақытқызы – PhD докторант, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: madinabakytkyzy@mail.ru);

 

N. Shaimerdenova, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна – доктор филологических наук, профессор, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: 777nursulu@mail.ru).

Загрузки

Как цитировать

Kairzhanova, A., Kengessova, M., & Shaimerdenova, N. (2024). Особенности метафорической репрезентации мира в контексте билингвального обучения. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 194(2), 168–176. https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v194.i2.ph016

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы