Смысловая организация предложения при обучении чтению текста по специальности

Авторы

  • E. Б. Чекина Al-Farabi Kazakh National University
  • Б. Б. Тулеубаева Al-Farabi Kazakh National University
        24 16

Ключевые слова:

смысловая организация предложения, структурно-­семантическая модель предложения, коммуникативная задача предложения, смысло-­речевая ситуация, смысловой центр предложения

Аннотация

В статье описана методика работы с текстом по специальности на уровне предложения. Предлагается два пути анализа предложения – «от формы – к смыслу» и «от смысла – к форме». Первое направление – это понимание смысла предложения через модель. В зависимости от коммуникативной задачи в научном тексте создаются различные смысло­-речевые ситуации, которые выражаются определёнными структурно­-семантическими моделями. Второй путь – «от смысла» – выявление смыслового содержания предложения с помощью вопроса. Автор предлагает следующую методику работы: найти в предложении подлежащее и сказуемое; определить, какой частью речи выражено сказуемое; сформулировать грамматический вопрос к опорному слову словосочетания, которое находится после сказуемого; записать вопрос; двигаясь в противоположном направлении, зафиксировать в вопросе сказуемое; зафиксировать подлежащее; записать вопрос полностью и дать краткий ответ на вопрос, который и будет смысловым центром предложения.

Библиографические ссылки

1 1. Sovremennyj russkij yazyk / Pod red. V.A. Beloshapkovoj. – M., 1981.
2 2. Zalevskaya A.A. Tekst i ego ponimanie. – Tver’, 2000.
3 3. Rozental’ D.Eh., Telenkova M.A. Slovar’-spravochnik lingvisticheskih terminov. – M., 1976. – C. 182.
4 4. Beloshapkova V.A. Sovremennyj russkij yazyk. Sintaksis. – M., 1977. – C. 154.
5 5. Kratkij slovar’ kognitivnyh terminov. – M., 1996.
6 6. Zvegincev V.A. YAzyk i lingvisticheskaya teoriya. – M., 1973.
7 7. Zhelkovskij A.K., Mel’chuk I.A. K postroeniyu dejstvuyushchej modeli yazyka «smysl – tekst». «Mashinnyj perevod i prikladnaya lingvistika». – Vyp. 11. – M., 1969.
8 8. Chekina E.B., Kapasova D.A. Russkij yazyk: Uchebnoe posobie dlya studentov-biologov. – Almaty: Kazak universiteti, 2013.

1 1. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981.
2 2. Залевская А.А. Текст и его понимание. – Тверь, 2000.
3 3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976. – C. 182.
4 4. Белошапковa В.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1977. – C. 154.
5 5. Краткий словaрь когнитивных терминов. – М., 1996.
6 6. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. – М., 1973.
7 7. Желковский А.К., Мельчук И.А. К построению действующей модели языка «смысл – текст». «Машинный перевод и прикладная лингвистика». – Вып. 11. – М., 1969.
8 8. Чекина Е.Б., Капасовa Д.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов-биологов. – Алматы: Казак университетi, 2013.

Загрузки

Как цитировать

Чекина E. Б., & Тулеубаева, Б. Б. (2016). Смысловая организация предложения при обучении чтению текста по специальности. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 159(1). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1873

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы