Проблема соотношения автора и героя в прозе М.М. Пришвина
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о соотношении реальной личности и образа автора в
литературном произведении. Особенно актуально это проявляется в автобиографической
литературе, где автор и герой максимально приближены друг другу, но в большинстве случаев
не идентичны. Проблема жанровой специфики и соотношения автора и героя обнаруживается
при анализе поэмы М.М. Пришвина «Черный араб». Поэма построена на автобиографической
основе, в ней есть два повествовательных плана – план настоящего (на этом уровне действует
повествователь, автор текста) и прошлого (реконструируемый авторской памятью собственного
«я»). Таким образом, происходит как бы раздвоение субъекта. С одной стороны, это предполагает
некую отстраненность автора от себя в прошлом. С другой стороны, автобиографическое
произведение предполагает совпадение автора и героя. Автор наделяет героя своей биографией,
судьбой, характером. При анализе было выявлено, что в автобиографическом герое автор не
отражает зеркально, а скорее осмысляет свою биографию, не копирует реальность прямо, а
творчески преображает ее. Кроме того, были выявлены важнейшие доминанты авторского
сознания: монологичность, «прямооценочная точка зрения» (по Б. Корману), пассеистичность,
феноменологическая природа повествования.